Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А05-11408/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-11408/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 декабря 2012 года по делу № А05-11408/2012 (судья Пигурнова Н.И.),

 

у с т а н о в и л:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – управление; ОГРН 1042900024562; город Архангельск, проспект Троицкий,  дом 14) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – предприятие; ОГРН 1022900510709; город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9) о взыскании 7 570 246 рублей    83 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за период с 1 квартала 2011 года по 2 квартал 2012 года (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 декабря      2012 года с предприятия взыскано 7 570 246 рублей 83 копейки задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что им выполнены природоохранные мероприятия, стоимость которых должна быть учтена заявителем в счет уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за период с 1 квартала          2011 года по 2 квартал 2012 года на основании пунктов 6.4, 6.5, 6.7 и 6.9 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190) (далее - Инструктивно-методические указания). Также податель жалобы в обоснование своей позиции сослался на пункты 7.4, 7.5 и 7.5.1 Инструктивно-методических указаний.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Управление и предприятие надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество в период с 1 квартала 2011 года по 2 квартал 2012 года представляло в управление расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды.

Управление направило предприятию требования об уплате платежей от 04.05.2012 № 04/3501, от 05.09.2012 № 04/6987, которые получены предприятием, что им не оспаривается.

В связи с невыполнением предприятием требований, управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, взыскивая с предприятия плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 7 570 246 рублей       83 копеек, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно положениям статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона        № 7-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Постановление № 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы № 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В силу подпункта «а» пункта 4 Постановления № 632 указано, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Во исполнение Постановления № 632 утверждены Инструктивно-методические указания.

Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий определен в разделе 6 Инструктивно-методических указаний.

Согласно пункту 6.1 Инструктивно-методических указаний корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Корректировке подлежат 90 % платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

В соответствии с пунктом 6.3 Инструктивно-методических указаний предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

В силу пункта 6.4 Инструктивно-методических указаний конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».

Пунктом 6.5 Инструктивно-методических указаний предусмотрено, что основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются: повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

На основании пункта 6.6 Инструктивно-методических указаний следует, что в случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в «Перечень природоохранных мероприятий» производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Пунктом 6.12 Инструктивно-методических указаний предусмотрено, что объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Из пункта 6.13 Инструктивно-методических указаний следует, что оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных положений Инструктивно-методических указаний следует, что планируемые природоохранные мероприятия должны быть согласованы с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе уже согласованных с указанными органами планируемых природоохранных мероприятий. Конкретные природоохранные мероприятия определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».

При осуществлении природоохранных и производственных мероприятий в комплексе, необходимым основанием для включения конкретного мероприятия в «Перечень природоохранных мероприятий» является соответствующее решение уполномоченного органа. Проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды

При выполнении природопользователем планируемых природоохранных мероприятий, согласованных с уполномоченными органами, корректировка размеров платежей производится с учетом освоения им в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий. Объем корректировки размеров платежей определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается соответствующим исполнительным органом власти.

Предприятием в материалы дела представлена копия Плана природоохранных мероприятий на 2011-2013 годы, утвержденного директором предприятия 17.01.2011 (т. 5, л. 178-179).

Доказательств того, что указанный План мероприятий по охране окружающей среды согласован с уполномоченным органом в соответствии с вышеприведенными положениями Инструктивно-методических указаний, в материалы дела не представлено.

Кроме того, доказательства того, что предприятием разработаны предложения по корректировке размеров платежей, также в материалы дела не представлены. Предприятие не представляло в управление корректирующих расчетов с учетом понесенных затрат на осуществление природоохранных мероприятий, соответственно управление не обращалось в орган исполнительной власти с целью их утверждения.

Следовательно, возможность корректировки взыскиваемых управлением платежей в сторону уменьшения в порядке зачета расходов, понесенных на осуществление природоохранных мероприятий, в данном случае произведена быть не может, поскольку предприятием не соблюден порядок корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях последующего зачета в счет общих платежей природопользователя.

Податель жалобы также сослался на пункт 6.9 Инструктивно-методических указаний, в соответствии с которым затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, должны осуществляться в рамках реализации проектов.

В обоснование предприятие указало на договоры подряда от 05.03.2010 № 040/ПР и от 05.03.2010 № 041/ПР в соответствии с которыми подрядчиком (закрытое акционерное общество «Промэнерго») выполнены работы по разработке проектной документации. Однако, в названном предприятием пункте указаны именно затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, а не затраты на

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А05-13274/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также