Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А05-12693/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 апреля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-12693/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,

при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива - коопхоза «Ерв» Кольчевской Л.Н. по доверенности от 14.09.2012, от Министерства сельского хозяйства Архангельской области  Ненашева А.А. по доверенности от 14.01.2013 № 01-33/1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 ноября 2012 года по делу               № А05-12693/2012 (судья Бушева Н.М.),

у с т а н о в и л:

сельскохозяйственный производственный кооператив - коопхоз «Ерв» (ОГРН 1028301648451; далее - СПК - коопхоз «Ерв», Коопхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Архангельской области                                  (ОГРН 1022900530278; далее - Министерство) о взыскании 10 007 137 руб.          14 коп. по соглашению о государственной поддержке от 02.04.2012                      № 01-31/275, в том числе 6 157 780 руб. государственной поддержки северного оленеводства, 1 517 106 руб. 61 коп. в возмещение убытков, связанных с производством и реализацией продукции животноводства,                 2 249 692 руб. на поддержку племенного животноводства, 82 558 руб. 53 коп. транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 ноября             2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.                                     С Министерства в пользу СПК - коопхоза «Ерв» взыскано 10 007 137 руб.         14 коп. средств государственной поддержки, в том числе 6 157 780 руб. средств государственной поддержки северного оленеводства, 1 517 106 руб. 61 коп. в возмещение убытков, связанных с производством и реализацией продукции животноводства, 2 249 692 руб. на поддержку племенного животноводства, 82 558 руб. 53 коп. в возмещение транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции.

Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, как и представитель в судебном заседании, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что размер предоставляемых субсидий поставлен в зависимость от лимитов бюджетного финансирования данной статьи расходов, утвержденных Законом Архангельской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». При этом субсидия не предоставляется в случае, если совокупные расходы на ее предоставление превысят доведенные до Министерства лимиты бюджетных обязательств. Кроме того, апеллянт отмечает, что определение и расчет объемов бюджетных ассигнований, выделяемых в том числе и на финансирование выплат субсидий, в пользу сельхозпроизводителей осуществляется не Министерством сельского хозяйства, а Министерством финансов Архангельской области. Таким образом, вина Министерства сельского хозяйства в отсутствии выплаты субсидии по причинам превышения лимита бюджетных ассигнований отсутствует.

СПК - коопхоз «Ерв» в отзывах на апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 26.03.2012 сторонами заключено соглашение о государственной поддержке № 01-31/275.

Предметом данного соглашения является предоставление государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа по направлениям, предусмотренным статьей 8 Областного закона от 12.12.2007 № 67-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В рамках указанного соглашения Министерство приняло на себя обязательства по финансированию Коопхоза по целевым статьям в пределах средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа в 2012 году.

В приложении 1 к соглашению указаны заявляемые объемы государственной поддержки из средств областного бюджета на 2012 год. Согласно данному приложению СПК - коопхоз «Ерв» заявил о предоставлении субсидий на общую сумму 15 014 000 руб., субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства составляют 2 663 000 руб. из этой суммы.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 соглашения СПК - коопхоз «Ерв» обеспечивает выполнение его условий в соответствии с приложением 2 и ежеквартально в срок до 25-го числа следующего за кварталом месяца предоставляет отчёт о выполнении соглашения.

Срок действия соглашения установлен с 01 января по 31 декабря                  2012 года (пункт 4.5 соглашения).

Во исполнение условий заключенного соглашения СПК - коопхозу «Ерв» предоставил справки-расчеты, согласно которым общая сумма субсидий на животноводческую продукцию, реализованную в 2012 году, подлежащих выплате из бюджета, составила 13 261 790 руб. 50 коп.

Из областного бюджета СПК - коопхоз «Ерв» предоставлены субсидии на производство и реализацию животноводческой продукции на сумму                      3 254 653 руб. 36 коп.

Письмом от 10.08.2012 № 205-01/1547 Министерство отказало в дальнейшем перечислении средств государственной поддержки, обосновав это тем, что СПК - коопхоз «Ерв» на территории Ненецкого автономного округа не осуществляет животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей.

Таким образом, в связи с тем, что Министерство перечислило денежные средства не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием.

Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными по праву и размеру.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

В соответствии со статьей 8 Областного закона от 12.12.2007                 № 467-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в порядке, предусмотренном Областным законом от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ  «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области», с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

В пункте 2 статьи 8 Закона № 467-23-ОЗ установлено, что поддержка сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа осуществляется путем предоставления денежных средств в формах, соответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе и на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства.

Согласно статье 3 Областного закона от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ                  «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области» финансирование государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, осуществляемой во исполнение названного Закона, производится за счёт средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете, которым предусматривается предоставление субсидий, а также определяется порядок их предоставления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

В пункте 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 16.12.2011                       № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период              2013 и 2014 годов» установлено, что из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии, в том числе и на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа.

В приложении 72 к названному Закону утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка субсидии на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа предоставляются организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), по указанным в пункте направлениям, в том числе и на поддержку животноводства.

Согласно пункту 7.2 Порядка субсидии предоставляются при условии заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Архангельской области и получателями субсидий. При этом правила предоставления субсидий устанавливаются правительством Архангельской области.

В пункте 7.3 Порядка закреплено, что субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.

 Согласно пункту 2.1.1 соглашения Министерство осуществляет финансирование Коопхоза  по целевым статьям в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.

Из анализа приведённых положений следует, что в случае соответствия истца критериям, позволяющим отнести его к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведённым лимитам Министерство на основании соглашения о государственной поддержке от 26.03.2012 обязано осуществить выплату субсидии.

Из материалов дела следует, что Коопхоз представил Министерству документы для получения денежных средств государственной поддержки (субсидий) на возмещение расходов: на северное оленеводство - в размере               6 157 780 руб., на производство и реализацию продукции животноводства в размере 4 771 759 руб.97 коп., на поддержку племенного животноводства в размере 2 249 692 руб., на компенсацию транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции - в размере 82 558 руб. 53 коп., всего  в размере 13 261 790 руб. 50 коп.

Министерство до августа 2012 года выполняло обязательства по предоставлению государственной поддержки в размере субсидий в соответствии с представленными Коопхозом документами и перечислило 3 254 653 руб. 36 коп. в возмещение расходов на производство и реализацию продукции животноводства (как указано в карточке). В перечислении остальной суммы государственной поддержки (10 007 137 руб. 14 коп.) письмом от 10.08.2012 № 205-01/1547 Министерство отказало, мотивируя тем, что Коопхоз не осуществляет на территории Ненецкого автономного округа животноводческую деятельность, связанную с разведением оленей, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не имеет права на получение государственной поддержки в сфере сельского хозяйства.

Довод ответчика о том, что истец не осуществляет животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей на территории Ненецкого автономного округа, приведенный им при отказе истцу в выплате субсидии, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание.

Согласно пункту 1 своего Устава Коопхоз создан главами крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущими традиционный образ жизни и осуществляющими традиционные виды деятельности малочисленных народов Крайнего Севера в Большеземельской тундре Ненецкого автономного округа, на основе добровольного членства для совместной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на обязательном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, которые установлены Уставом кооператива, что соответствует правовым нормам статьи 3 Закона «О сельскохозяйственной кооперации».

Коопхоз имеет поголовье северных оленей, которое передано организации главами крестьянских (фермерских) хозяйств в

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А05-14775/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также