Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А13-9470/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 апреля 2013 года                    г. Вологда                     Дело № А13-9470/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Воробьевой Н.Н.,

при участии от  администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. по доверенности от 05.06.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2012 года по делу  № А13-9470/2012 (судья               Мамонова А.Е.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Деловая инициатива»                 (место нахождения: город Вологда, улица Ловенецкого, дом 20 «а», квартира 34, ОГРН 1113525014690; далее – ООО «Деловая инициатива», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее – Администрация) о признании недействительным постановления  от 03.05.2012 № 2420 «Об отказе в выборе земельного участка». Просило суд обязать Администрацию в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о выборе земельного участка по ул. Горького г. Вологды площадью ориентировочно 2000 кв. м для строительства физкультурно-оздоровительного учреждения; в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка для строительства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных отношений Вологодской области (далее – Департамент земельных отношений, Департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Учреждение).

Определением суда Департамент земельных отношений Вологодской области заменен в порядке процессуального правопреемства на Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент).

Решением суда требования удовлетворены частично: постановление  Администрации от 03.05.2012 № 2420 признано недействительным; суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения в течение месяца с момента вступления в законную силу решения заявления Общества от 13.02.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Администрация в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Указывают, что вывод суда о том, что земельный участок  находится за пределами красных линий,  не соответствует материалам дела; испрашиваемый земельный участок фактически используется неограниченным кругом лиц для проездов, подходов, стоянки автотранспорта.

Заявитель и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).    

Заслушав объяснения представителя Администрации, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

         Как следует из материалов дела,  ООО «Деловая инициатива» обратилось в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением от 13.02.2012 о выборе земельного участка для строительства ориентировочной площадью 2000 кв.м и предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: г.Вологда, ул.Горького.

Департамент письмом от 20.02.2012 направил копию заявления и приложенных к нему документов в Администрацию для обеспечения выбора земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирования о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. 

Комиссией по выбору земельных участков при Администрации принято решение отказать в выборе земельного участка, в связи с тем, что участок используется неограниченным кругом лиц и застройке не подлежит.

Администрацией принято постановление от 03.05.2012 № 2420  которым Обществу отказано в выборе и утверждении схемы расположения земельного участка.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

 Суд первой инстанции удовлетворил требование о признании недействительным указанного постановления.

При этом суд правомерно руководствовался следующим.

Согласно  статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В статье 30 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Названной статьей предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта включает выбор земельного участка и принятие в установленной статьей 31 ЗК РФ процедуре решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 5 статьи 30, статья 31 ЗК РФ).

В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

Согласно пункту 2 статьи 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Пунктом 9 статьи 31 этого же Кодекса предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 12 статьи 85 указанного Кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГСК РФ)  определено, что к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);  линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) называются красными линиями (пункты 11 и 12).

Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в частности, жилым. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 35 ГСК РФ предусмотрено, что в  жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

При этом в пункте 2 части 4 статьи 36 ГСК РФ особо оговорено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды (далее – Правила).

Из представленного Администрацией фрагмента карты

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу n А66-7826/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также