Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А05-14633/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 марта 2013 года

г. Вологда

  Дело №А05-14633/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 13 марта 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Архангельской области и правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 января 2013 года по делу № А05-14633/2012 (судья Макаревич И.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее – Министерство финансов) о взыскании 2 825 000 руб. 00 коп. убытков, связанных с предоставлением жилого помещения Шевелеву В.А.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Архангельской области (далее - Правительство), Министерство образования и науки Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 января              2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.                                           С Архангельской области в лице Министерства финансов за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 2 825 000 руб. убытков.

Министерство финансов с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что Шевелев В.А., предоставление жилого помещения которому явилось основанием для предъявления исковых требований, не мог быть обеспечен жильем за счет средств субвенции из областного бюджета, поскольку данное лицо не было учтено самим муниципальным образованием при предоставлении соответствующих данных для расчета размера субвенции. Кроме того, по мнению апеллянта, в рамках настоящего дела не получили правовую оценку доводы ответчика о недоказанности размера исковых требований, которые истцом заявлены со ссылкой на статьи 15, 16,                        1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) как убытки.

Правительство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент вынесения решения органы государственной власти Архангельской области не осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. При этом дополнительные расходы Администрации, связанные с предоставлением жилого помещения Шевелеву В.А., свидетельствуют о превышении объема субвенции местному бюджету муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на осуществление полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, финансовое обеспечение таких расходов подлежит осуществлению за счет собственных доходов муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и источников финансирования дефицита местного бюджета данного муниципального образования.

Кроме того, по мнению апеллянта, расторжение договора социального найма от 28.06.2012 № 243 и возвращение данной квартиры наймодателю при условии исполнения решения арбитражного суда может повлечь необоснованные расходы за счет казны Архангельской области и неосновательное обогащение муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Также Правительство указывает, что заявленное истцом правовое обоснование своих требований не может трактоваться как гражданско-правовые отношения, такой спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу Министерства финансов просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителей.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, доводы жалоб и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, решением Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 26 марта 2012 года по делу № 2-73/2012 удовлетворен иск Шевелева В.А. к Администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Решением суда на Администрацию возложена обязанность предоставить Шевелеву В.А., как лицу из числа детей-сирот, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 кв.м общей площади.

В целях исполнения решения суда на основании постановления Администрации от 22.06.2012 № 1339 Шевелеву В.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение - однокомнатная квартира           № 11 в доме № 3А по ул. Рыбников в г. Нарьян-Маре.

Между муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и Шевелевым В.А. заключен договор социального найма от 28.06.2012 № 243.

Согласно выполненному оценщиком Егоровым Н.А. отчету                                   от 01.10.2012 № 292/12 рыночная стоимость квартиры, предоставленной Шевелеву В.А., по состоянию на 07.09.2012 составляет 2 822 000 руб.

В силу того что в результате предоставления указанной квартиры муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар» понесло убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными по праву и размеру.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ                             «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение закреплено в статье 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001).

Согласно статье 5 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-03 «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего Областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого Закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего Областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Следовательно, администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» как орган местного самоуправления наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Вместе с тем согласно части  5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Областным законом от 16.12.2011 № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа муниципальным образованием «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на 2012 год предусмотрена субвенция в размере 9 080 000 руб. С учетом неиспользованных средств 2011 года и субвенции из федерального бюджета общий размер субвенции на 2012 год составил 18 340 090 руб.

Из них 2 128 500 руб. были израсходованы на приобретение жилого помещения для Серебрякова Д.А., имеющего статус сироты. При этом остальные средства субвенции не были использованы, поскольку размер субвенции определен исходя из рыночной стоимости 1 кв.м жилья на вторичном рынке - 64,5 тыс. руб., что меньше действительной рыночной стоимости жилья на территории муниципального образования на 2012 год. Все организованные муниципальным образованием «Городской округ «Город Нарьян-Мар» открытые аукционы в электронной форме по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.

На дату рассмотрения дела в суде первой инстанции неиспользованная часть субвенции в сумме 16 211 590 руб. возвращена в бюджет Архангельской области, что подтверждается платежными поручениями от 11.01.2013                       № 285039 и от 11.02.2013 № 285040.

Доводы Министерства финансов о том, что необходимость предоставления жилья Шевелеву В.А. не учитывалась при расчете субвенции, признаются необоснованными.

Жилое помещение предоставлено Шевелеву В.А. на основании решения суда.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно установил, что обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А13-10115/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также