Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А66-10551/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 марта 2013 года

     г. Вологда

  Дело № А66-10551/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от производственного кооператива «Максатихинский лесопромышленный комбинат» Гарадилова А.В. по доверенности от 12.12.2012, Крыловой Н.М. по доверенности от 06.03.2013, Шлейтанова С.Л. по доверенности от  06.03.2013, от Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Тверской области Арсеньевой М.А. по доверенности от 06.11.2012, от Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Николаевой Е.И. по доверенности от 26.12.2011, 

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу производственного кооператива «Максатихинский лесопромышленный комбинат» на решение Арбитражного суда                   Тверской области от 09 января  2013 года по делу № А66-10551/2012 (судья  Басова О.А.),

у с т а н о в и л :

 

производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (ОГРН 1026901947544; далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Тверской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2012                 № 253/п-2012.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тверская межрайонная природоохранная прокуратура  (далее – Прокуратура).

Решением суда от 09 января 2013 года в удовлетворении требований отказано.

       Кооператив в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого ему правонарушения.  Также указывает на наличие оснований для применения судом положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление, Прокуратура в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела,  Кооперативом осуществляется производственная деятельность, связанная с заготовкой и переработкой древесины в пос. Ривицкий Максатихинского района Тверской области.

Прокуратурой на основании обращения жителей пос. Ривицкий по факту выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, несоблюдения экологических нормативов при размещении отходов производства, сброса загрязняющих веществ в водный объект, производимых заявителем, проведена проверка с выездом на место его деятельности.

В ходе проверки установлено, что основной вид деятельности Кооператива - заготовка древесины на арендованных лесных площадях, вывозка древесины из лесосек автотранспортом предприятия, разделка древесины на сортименты, выпуск сухих строганных пиломатериалов, выпуск фанеры.

На территории промплощадки № 2 производится фанера, располагаются производственные подразделения: фанерный цех, котельная, сушилки, склады готовой продукции. На открытой стоянке осуществляется хранение автотранспорта (11 единиц).

На предприятии разработан проект нормативов ПДВ и получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 09.06.2012 № 332 на период с 09.06.2011 по 19.04.2016, согласованный территориальным отделом Роспотребнадзора по Тверской области 10.03.2011.

При разделке фанерного кряжа и производстве фанеры образуются следующие виды отходов: отходы шпона, древесные отходы, отходы коры, обрезь фанеры, опилки. При работе котельной образуется древесная зола.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан в 2011 году. В соответствии с проектом на территории промплощадки № 2 выделены площадки для складирования следующих видов отходов: пл. № 14 а - для складирования древесных отходов незагрязненных, пл. № 8 а - золы древесной, пл. № 12 а - опилок натуральной древесины, пл.         № 6 а - бытового мусора. Получен лимит на размещение отходов от 12.06.2012 № 1002. Лимит подтвержден до 12.06.2012. в соответствии с лимитом годовой норматив образования отходов целом по ПК годовой норматив образования отходов составляет: древесные отходы из натуральной чистой древесины -                  420 т/год; опилки натуральные чистой древесины - 1200 т/год; отходы шпона натуральной чистой древесины - 1440 т/год; зола древесная - 56,2 т/год; обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно - 240 т/год.

На момент обследования выявлено, что отходы незагрязненной чистой древесины хранились на двух отдельных площадках: на северо-западной стороне промплощадки в 10 м от уреза воды реки Ривица и с юго-восточной стороны промплощадки. Накопление отходов производится частично на территории промплощадки, частично - за её границей. Минимальное расстояние от штабеля с древесными отходами - 50 м (расстояние от границы промплощадки до жилых домов, указанное в проекте ПДВ - 105 м). Количество отходов незагрязненной чистой древесины визуально определить не представляется возможным.

На балансе предприятия числится 6850 м куб. карандаша (отходов чистой древесины) при нормативном образовании 420 т/год.

Площадка для отходов шпона не выделена, отходы шпона развалены по территории промплощадки. По мере накопления после измельчения используются в котельной.

Металлолом хранится вместе с древесными отходами на территории промплощадки № 2. Площадки для складирования металлолома на территории промплощадки № 2 проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусмотрены.

На северо-восточной стороне промплощадки № 2 отходы щепы, древесные отходы, опилки использованы на отсыпку территории, произведена планировка территории площадью около 3000 кв. м, толщина слоя отсыпки - от 0,3 м до 1 м. Проектом нормативов образования отходов не предусмотрено использование данных отходов на отсыпку собственной территории.

Расстояние от границы отходов, использованных на отсыпку территории, до уреза воды реки Ривица - 5,5 м. Ширина водоохраной зоны у реки Ривица составляет 100 м, прибрежной защитной полосы - 30 м.

Результаты проверки зафиксированы в акте обследования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на территории Кооператива, от 06.07.2012. Проверяющие пришли к выводу о том, что Кооперативом при обращении с отходами производства и потребления не соблюдены требования пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По факту несоблюдения экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами постановлением Тверского межрайонного природоохранного прокурора 31.07.2012 в отношении Кооператива возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Постановлением Управления от 06.09.2012 № 253/п-2012 о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме              100 000 руб.

Кооператив, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 3 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 Закона № 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходамидеятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из материалов дела усматривается, что Общество осуществляет накопление отходов.

Следовательно, заявитель является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, допускают временное складирование отходов производства и потребления на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках (пункты 2.5, 3.2).

Пунктом 3.1 названных СанПиН установлено, что временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Материалами дела: актом обследования, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, составленными в присутствии представителя Кооператива, фотоматериалами и иными документами подтвержден факт складирования заявителем в значительных объемах отходов производства вне площадок, выделенных для этих целей в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Более того, отходы складируются не только на территории заявителя, но и за его пределами, в том числе в водоохранной зоне и вблизи жилых домов. Допускается складирование отходов, не предусмотренных проектом, в частности - металлолома.

Доводы подателя жалобы  о том, что карандаш, образующийся в результате производственной деятельности Кооператива, является не отходом, а продуктом производства, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (статья 1 Закона                   № 89-ФЗ).

Само по себе то обстоятельство, что карандаш реализуется заявителем третьим лицам и может использоваться ими в качестве топлива, не свидетельствует о том, что данный продукт является не отходом, а продуктом производства. Отходы производства могут являться товаром и выступать предметом купли-продажи. Так, предприятие может реализовывать и иные отходы производства, такие как горбыль, опилки и т.п., которые в экономическом

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А05-14633/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также