Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2013 по делу n А66-11362/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 марта 2013 года

    г. Вологда

      Дело № А66-11362/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке на вынесенное в порядке упрощенного судопроизводства решение Арбитражного суда Тверской области от 27 декабря 2012 года по делу № А66-11362/2012 (судья Белов О.В.),

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Универсал» (ОГРН 1056918005836; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Вышнем Волочке (далее - отдел) от 04.09.2012 № 255 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 27 декабря 2012 года заявление общества удовлетворено в полном объеме.

  Отдел с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Указывает, что на момент проведения административного расследования Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) не действовали, поскольку вступили в силу только 01.09.2012. Указывает, что подпунктом «п» пункта 31 Правил № 354 предусмотрена аналогичная обязанность, что и подпунктом «п» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307). Кроме того, ссылается на то, что им не нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 210, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе и домами № 10 по ул. Водопроводная, № 9, по ул. Клубная и № 4 по ул. Речная п. Спирово.

В связи с поступившими от жильцов многоквартирных домов жалобами о несоответствии действующему законодательству договоров управления, заключенных с обществом, отделом 02.05.2012 у заявителя были  запрошены соответствующие договоры по указанным выше домам.

По результатам анализа данных договоров определением 01.06.2012 отдел возбудил в отношении заявителя дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования  отделом установлено, что в договорах на управление многоквартирными домами, заключенных с собственниками квартир в вышеуказанных домах, не указаны сведения о режиме работы, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, чем нарушен подпункт «п» пункта 49 Правил № 307.

Телефонограммой от 12.07.2012 отдел уведомил общество о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.

Отдел 16.07.2012 составил в отношении общества по выявленному факту правонарушения протокол об административном правонарушении.

Согласно уведомлению № 17116051064080 данный протокол получен обществом 24.07.2012 (л.д. 70).

На основании указанного протокола отделом 04.09.2012 принято постановление № 255, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Общество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования общества в полном объеме.

Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти      тысяч рублей (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, является нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации.

Субъектами данных правонарушений являются лица, реализующие потребителям товары (работы, услуги).

Обязанность по предоставлению соответствующей информации закреплена в положениях Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

В силу статьи 8 указанного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 10 Закона № 2300-1 определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил № 307, коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Пунктом 4 Правил № 307 закреплено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязательные требования к договору управления многоквартирным домом. В частности, предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 Правил № 307 исполнитель обязан предоставить потребителю, в том числе информацию о режиме работы, адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре); параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информацию о данных Правилах (указываются в договоре).

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Таким образом, общество в договорах управления многоквартирными домами обязано отразить упомянутую информацию.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, на основании договоров управления многоквартирными домами заключенных обществом с собственниками квартир, в том числе по ул. Речной, д. 4, по ул. Клубной, д. 9, по ул. Водопроводная, д. 10, поселка Спирово Тверской области.

В оспариваемом постановлении отдела зафиксировано, что в договорах управления многоквартирными домами не указаны сведения о режиме работы, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг.

При этом апелляционная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что общество не должно нести ответственность, за неисполнение обязанности, которая отменена, так как Правила № 307 утратили силу с 01.09.2012, а в новых Правилах № 354, не содержится обязанность исполнителя указывать в договорах на управление многоквартирными домами сведения о режиме работы, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг.

 Подпунктом «п» пункта 31 Правил № 354 также установлено, что исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;

- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;

- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Таким образом, поскольку общество не указало в договоре сведения о режиме работы, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, а обязанность указывать данную информацию сохранена в подпункте «п» пункта 31 Правил № 354, то суд первой инстанции неправомерно признал незаконным и отменил постановление управления от 04.09.2012 № 255.

В силу указанного, суд апелляционной инстанции

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2013 по делу n А05-11364/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также