Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А05-12292/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК)

 

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 февраля 2013 года

     г. Вологда

  Дело № А05-12292/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                  Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания             Якуненковой Е.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ирбис»   Перевозчикова П.И. по доверенности от 01.09.2012, от Министерства имущественных отношений Архангельской области   Селезнёвой Ю.А. по доверенности от 19.04.2011 № 05-10/2347, Фокина С.С. по доверенности от 07.09.2011 № 05-10/5935,                     

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Архангельской области и Белоруковой Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 декабря 2012 года по делу № А05-12292/2012 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Ирбис»                          (ОГРН 1082901005923; далее -  Общество, ООО «Ирбис») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) о признании незаконным решения, выраженного в выписке от 28.08.2012 из протокола заседания коллегии Министерства от 01.08.2012 № 6 об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка 0,1415 га в Ломоносовском округе г. Архангельска по ул. Тимме и о возложении обязанности на Министерство в срок, не позднее 30 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - гаража-стоянки в границах земельного участка 0,1415 га в Ломоносовском округе                                       г. Архангельска по ул. Тимме в кадастровом квартале 29:22:050105.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521;  далее - Мэрия).

Решением суда от 03 декабря 2012 года требования удовлетворены.

   Министерство в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просят решение суда отменить или изменить. В обоснование своей позиции указывают, что оспариваемое решение принято с учетом обоснованного мнения граждан, в целях избежания нарушения их прав и законных интересов, реализации целей местного самоуправления и с учётом основных принципов земельного законодательства.

  Белорукова О.В. в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить или изменить. В обоснование своей позиции указывает на недопустимость принятия решения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах испрашиваемого земельного участка и нарушении интересов жителей близлежащих жилых домов в случае его принятия. Указывает на то, что земельный участок находится между четырьмя жилыми домами и является дворовой территорией многоэтажных жилых домов, которая оборудована для отдыха жильцов домов и занята объектами благоустройства. Использование площади испрашиваемого земельного участка обусловлено тем, что отведённый для эксплуатации многоквартирного дома по улице 23-й Гвардейской дивизии, д. 3 земельный участок с кадастровым номером 29:22:050105:2 (площадью 2116 кв. м) отведён не в соответствии с нормами обеспечения придомовой территории объектами благоустройства и недостаточен для эксплуатации жилого дома. Полагает, что с учётом плотности сложившейся застройки размещение здания гаража на 20 машиномест повлечёт невозможность размещения иных площадок (хозяйственных, спортивных) во дворе данного дома.

         Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

       Мэрия,  Белорукова О.В. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).    

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Департамент по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области (далее - Департамент) с заявлением от 22.12.2009 о предоставлении земельного участка в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска во дворе домов по ул. Тимме, д.9 - ул. 23-й Гвардейской дивизии, д.3 для строительства здания полузаглублённого гаража-автостоянки с эксплуатируемой в качестве детской площадки кровлей.

 Департамент направил указанное заявление вместе с сопроводительным письмом № 07-13 директору Департамента градостроительства мэрии                            г. Архангельска для обеспечения выбора земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Мэрия опубликовала в городской газете «Архангельск - город воинской славы» от 06.09.2011 № 34 извещение о планируемом размещении гаража-автостоянки с эксплуатируемой кровлей (детские площадки) по ул.Тимме (на внутридворовой территории, ограниченной домами по ул.Тимме, 9 - ул.Тимме, 9, корп.1 - ул.Тимме, 9, корп.2 - ул.Тимме, 9, корп.3 - ул. 23-й Гвардейской дивизии, 3).

Распоряжением мэра г. Архангельска от 06.10.2011 № 2354р  утверждена схема испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1415 га в кадастровом квартале 29:22:050105. Акт выбора земельного участка для строительства полузаглубленного гаража-стоянки утверждён директором Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска 10 октября 2011 года. Земельный участок признан пригодным для строительства упомянутого объекта, застройщику предложено обеспечить сохранность существующих инженерных коммуникаций. К акту приложена утверждённая распоряжением мэра г .Архангельска от 06.10.2011 № 2354р схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 29:22:050105.

ООО «Ирбис» обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки.

Решением от 01.08.2012 Министерство  отказало в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка 0,1415 га в Ломоносовском округе                                              г. Архангельска по ул.Тимме в связи с тем, что распоряжение мэра г.Архангельска от 06.10.2011 №  2354р в части утверждения схемы данного земельного участка принято без учета общественного мнения (при несогласии жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством объекта).

Общество не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке. 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании  пункта 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В пункте 5 статьи 30 названного Кодекса указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном     статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу положений пункта 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением.

При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно пункту 6 статьи 31 данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

В рассматриваемом случае по заявлению Общества Мэрия обеспечила выбор земельного участка, проинформировала население о планируемом размещении гаража-автостоянки с эксплуатируемой кровлей (детские площадки), оформила акт выбора земельного участка для строительства.

Следовательно, Обществом и Мэрией соблюдена процедура, предусмотренная действующим земельным законодательством, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.

  Отказ ответчика в принятии решения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка 0,1415 га в Ломоносовском округе г.Архангельска по ул. Тимме мотивирован тем, что распоряжение мэра г. Архангельска от 06.10.2011 №2354р в части утверждения схемы земельного участка принято без учета общественного мнения (при несогласии жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством объекта).

 В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

 Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац второй пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

   Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ гражданам предоставлено право участвовать в решении тех вопросов, которые затрагивают их интересы и связаны с изъятием и предоставлением этих земельных участков для строительства. В данном случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд мэрией не производилось, земельный участок находился и находится в муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ссылка ответчика на данную норму необоснованна.

Доводы Министерства о нарушении Мэрией принципов участия граждан в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов Общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ)  также правомерно отклонены судом первой инстанции.

Нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ распространяется на участие граждан в вопросах, касающихся их прав на землю, а также на участие граждан в решениях, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ направлен на обеспечение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, который принадлежит этому гражданину.

В рассматриваемом случае у граждан отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок.

Кроме того, из положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ не следует, что органы местного самоуправления обязаны руководствоваться мнением населения муниципального образования при принятии решения, несогласие граждан со строительством объекта носит для органов власти, полномочных распоряжаться публичными землями, рекомендательный характер, обязательным для принятия решения органом местного самоуправления будет являться лишь мнение граждан, обоснованное реальным умалением их прав и законных интересов.

 Неисполнение или ненадлежащее исполнение

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А66-7613/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также