Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу n А66-11266/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 февраля 2013 года

     г. Вологда

  Дело № А66-11266/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                    Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания             Воробьёвой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер нерудных материалов» на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2012 года по делу № А66-11266/2012 (судья Голубева Л.Ю.),

 

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Терелесовский карьер нерудных материалов»  (далее – Общество, ООО «Терелесовский карьер нерудных материалов») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905; далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2012 № 243 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого ему правонарушения и нарушение административным органом порядка привлечения его к административной ответственности.  Также указывает на малозначительность правонарушения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                   АПК РФ).   

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Общество имеет  лицензию от 30.12.2009  серии № ТВЕ 80075, вид лицензии – ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча техногенных песков гидроотвала № 4 Борьковско-Терелесовского месторождения  для дорожно-строительных работ  сроком действия до 01.01.2020. Приложением № 1 к лицензии определены условия пользования недрами (далее - условия).

На основании приказа от 19.07.2012 № 165-п должностными лицами Министерства в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон                          № 2351-1, Закон о недрах»), а также подпунктов 2.3.1, 2.3.2 пункта 2.3 Условий Общество в период с июня 2012 года по настоящее время осуществляет лицензионную разработку техногенных песков гидроотвала № 4 месторождения песчано-гравийного материала «Борьковского-Терелесовское», расположенного в 500 м к юго-западу от западной окраины д. Терелесово на западном берегу Терелесовского водоема в Вышневолоцком районе Тверской области без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке ежегодного плана развития горных работ на 2012 год.

По результатам проверки составлены акт проверки от 24.08.2012, протокол от 06.09.2012 № 243 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Тверской области – начальник управления государственного надзора Шуваев В.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении,  вынес постановление                  от 12.09.2012 № 243, которым  Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 7.3 КоАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ  пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом               № 2395-1.

   На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Основные права и обязанности пользователя недр предусмотрены в статье 22 Закона о недрах.

В силу  пунктов 1, 2, 3 части  2 указанной статьи пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.

  В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее – Правила охраны недр), недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.

  Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 № 85 (далее – Инструкция № 85).

  В пункте 5 названной Инструкции определено, что под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

 Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (пункт 6 Инструкции № 85).

  В силу пункта 8 данной Инструкции годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, научных и проектных организаций.

  В соответствии с пунктом 13 Инструкции № 85 годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа (управлением) Госгортехнадзора России или, по его поручению, отделом управления округа (управления). Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа (управлению).

  Таким образом, планы по разработке и изменения к ним составляются на основании проектной документации в соответствии с установленными требованиями в области рационального использования и охраны недр и утверждаются пользователем недр по согласованию с органами Госгортехнадзора России.

Согласно пункту 30 Инструкции № 85, пункту 54 Правил охраны недр не допускается производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана.

 Как усматривается из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 30.12.2009  серии № ТВЕ 80075, вид лицензии – ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча техногенных песков гидроотвала № 4 Борьковско-Терелесовского месторождения  для дорожно-строительных работ  сроком действия до 01.01.2020.

В соответствии с условиями пользования недрами (Приложение № 1 к лицензии, являющееся неотъемлемой частью лицензии) владелец лицензии обязуется обеспечить в том числе:  соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 2.3.1); соблюдение требований технических проектов и технической документации (подпункт 2.3.2).

Материалами дела подтверждается  и заявителем не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных норм ООО «Терелесовский карьер нерудных материалов» с июня 2012 года осуществляло добычу песка в гидроотвале № 4 месторождения песчано-гравийного материала «Борьковско-Терелесовское» при отсутствии согласованного с  территориальным органом Ростехнадзора Плана развития горных работ на 2012 год.

 Отсутствие согласованного плана свидетельствует о несоблюдении Обществом требований по безопасному ведению работ, порядка разработки месторождений полезных ископаемых.

  Само по себе неуказание в условиях пользования недрами  требования о согласовании плана развития горных работ не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.   

  Действующее законодательство не предоставляет лицензиату права на ведение горных работ без согласования с Ростехнадзором плана развития горных работ. Подпунктом 2.3.1 условий пользования недрами  прямо закреплена обязанность владельца лицензии по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Из пункта 2.3  условий пользования недрами следует, что  на лицензиата возлагаются обязанности по рациональному изучению и использованию запасов полезных ископаемых и охране недр.  Довод Общества о том, что планы развития горных пород не относятся к технологии ведения горных работ и не являются технической документацией, основан на неверном толковании пункта  2.3.1 условий пользования недрами. Согласно данному пункту на лицензиата возлагается обязанность по соблюдению требований законодательства, а не только стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ.

Поскольку заявителем фактически осуществлялась добыча песка на указанном в лицензии месторождении, ООО  «Терелесовский карьер нерудных материалов» обязано соблюдать требования приведенных выше нормативных актов, а также требования лицензионного соглашения.

 Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер по выполнению установленных обязанностей.

  Факт устранения Обществом выявленного нарушения после проведения проверки не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.

   С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу n А44-3856/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также