Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А66-7125/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 04 февраля 2013 года г. Вологда Дело № А66-7125/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года. В полном объеме постановление изготовлено 04 февраля 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Якуненковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта Тверской области и открытого акционерного общества «Тверьавтотранс» на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2012 года по делу № А66-7125/2012 (судья Бажан О.М.), у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания «Афанасий Никитин» (ОГРН 1106952021681; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству транспорта Тверской области (далее – министерство) о признании недействительным решения конкурсной комиссии (далее – комиссия) о признании конкурса несостоявшимся по причине допуска только одного участника по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и по лотам № 1, 9, 14, 22, 26 (социальные маршруты), оформленных протоколами от 28.06.2011 (№ 11, 12) (далее – решение комиссии), а также о признании недействительными договоров на организацию перевозок по муниципальным маршрутам перевозок Тверской области, заключенных с индивидуальным предпринимателем Пыльновой И.В. по лоту № 1 (коммерческий маршрут), с муниципальным унитарным предприятием «ПАТП-1» (далее – МУП «ПАТП-1») по лоту № 14 (социальный маршрут), с открытым акционерным обществом «Тверьавтотранс» (далее – ОАО «Тверьавтотранс») по лотам 1, 9, 26 (социальные маршруты) (том 2, листы 1-2). Определением суда от 16 октября 2012 года индивидуальный предприниматель Пыльнова И.В., МУП «ПАТП-1», ОАО «Тверьавтотранс» привлечены к участию в деле в качестве соответчиков (том 1, листы 157-158). Решением арбитражного суда от 12 ноября 2012 года требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительными названные договоры на организацию перевозок по муниципальным маршрутам перевозок Тверской области (далее – договоры на организацию перевозок), в удовлетворении требования общества о признании недействительным решения комиссии отказал. Министерство, ОАО «Тверьтрансавто» с решением суда не согласились, поэтому обратились с апелляционными жалобами, в которых просят данный судебный акт отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными названных договоров на организацию перевозок. Мотивируя жалобы, ее податели ссылаются на то, что итоги конкурса, равно как и решение комиссии, не признаны недействительными; конкурс на право заключения договоров на организацию перевозок проводился в рамках Закона Тверской области от 12.10.2010 № 75-ЗО «Об организации транспортного облуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области» (далее – Закон № 75-ЗО), поэтому положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) на рассматриваемые правоотношения не распространяются; требование общества о признании договоров недействительными не направлено на восстановление нарушенных прав заявителя. Общество в отзыве на жалобы указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, в связи с этим просило оставить его без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобы не поступили. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Обжалуемое решение проверено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 268 АПК РФ, исходя из доводов, приведенных подателями апелляционных жалоб. Изучив доводы, приведенные в жалобах, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а жалобы министерства и ОАО «Тверьавтотранс» – удовлетворению в силу следующего. Как видно из преамбулы к Закону № 75-ЗО, данный Закон в пределах компетенции субъекта Российской Федерации устанавливает порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Тверской области в целях обеспечения безопасности регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Тверской области и качественного удовлетворения потребностей населения Тверской области в указанных перевозках. Согласно данному Закону основанием для осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам является договор на организацию перевозок, который заключается с перевозчиками по итогам проведения конкурсов. Порядок проведения и критерии конкурсного отбора утверждаются администрацией Тверской области. Во исполнение названного Закона администраций Тверской области 03.03.2011 принято постановление № 93-па «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на организацию перевозок по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области» (далее – Постановление 93-па), разделом II которого предусмотрены требования, предъявляемые к участникам конкурса, и документы, представляемые для участия в конкурсе. Как усматривается в материалах дела, данный конкурс осуществлялся путем определения порядка формирования конкурсных лотов, учитывающих необходимость обслуживания перевозчиками межмуниципальных маршрутов на территории Тверской области, проведение конкурса назначено на 20.06.2011. В соответствии с протоколом от 24.06.2011 № 10 обществу отказано в допуске к участию в конкурсах 20.06.2011 по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам № 1, 9, 14, 22 и 26 (социальные маршруты) ввиду признания поданных им конкурсной заявки и документов не соответствующими установленным требованиям. Пунктом 39 Постановления № 93-па определено, что в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи только одним претендентом конкурсной заявки на участие в конкурсе и признания его участником конкурса согласно пункту 29 настоящего Порядка, а также допуска к участию в конкурсе только одного претендента и признания его участником конкурса согласно пункту 29 настоящего Порядка, договор заключается с данным претендентом без проведения конкурса. На основании приведенных норм и отказа обществу в допуске к участию в конкурсе по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам № 1, 9, 14, 22, 26 (социальные маршруты) конкурс признан несостоявшимся, по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам № 1, 9, 14, 26 (социальные маршруты) договор на организацию перевозок заключен с единственным участником. Считая незаконными действия конкурсной комиссии, выразившиеся в недопуске общества к участию в конкурсе, заявитель обращался с соответствующим заявлением в антимонопольный орган. Решением антимонопольного органа от 06.10.2011 № 04-6/48-2011 в связи с необоснованным отказом обществу в допуске к участию в конкурсе установлено нарушение Департаментом транспорта и связи Тверской области (правопредшественник министерства) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), в силу которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к каковым относится и министерство) запрещено не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа в торгах. Законность названного решения в этой части подтверждена судебными актами, принятыми по делу №А66-12737/2011. В связи с этим в дальнейшем заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительными решения комиссии и договоров на организацию перевозок. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения комиссии, в то же время признал недействительными указанные договоры. В апелляционном порядке обжалуется решение суда в части признания недействительными договоров на организацию перевозок, возражений в отношении судебного акта в необжалуемой части обществом не приведено. Суд апелляционной инстанции считает, что требование о признании недействительными договоров на организацию перевозок удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Согласно пункту 2 статьи 449 данного Кодекса признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Лицо, обращающееся с требованием о признании договора недействительным, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Как следует из материалов дела, свою заинтересованность в признании договоров на организацию перевозок недействительным общество объясняет именно с позиции лица, которого в нарушение положений части 2 статьи 17 Закона № 153-ФЗ не допустили на участие в конкурсе. Частью 4 статьи 17 Закона № 135-ФЗ определено, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запросов котировок и заключенных по результатам таких торгов запросов котировок сделок недействительными. В рассматриваемом случае конкурс признан несостоявшимся. В связи с этим неправомерный отказ обществу в допуске к участию в конкурсе не влечет за собой признания недействительным конкурса, поскольку пунктом 1 статьи 449 ГК РФ не предусмотрено признание итогов несостоявшихся торгов недействительными. Выводы суда первой инстанции о недействительности заключенных договоров основаны на положениях Закона № 94-ФЗ. Данный Закон допускает оспаривание в суде размещения заказа в том случае, когда аукцион не состоялся. В этом случае возможно оспаривание содержащихся в протоколе решений аукционной комиссии, которыми лицо признано участником аукциона, а аукцион - несостоявшимся, и договора (контракта), заключенного на основании решений аукционной комиссии. Между тем в данном случае конкурс проводился на основании Закона № 75-ЗО и Постановления № 93-па, поэтому положения Закона № 94-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям неприменимы. Факт необоснованного отказа обществу в допуске к участию в конкурсе и нарушения ответчиком положений части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ установлен судом при рассмотрении дела № А66-12737/2011. В то же время из пункта 4 статьи 17 Закона № 135-ФЗ следует, что признанию недействительными в этом случае подлежат торги и договоры. В данной ситуации итоги конкурса (решение комиссии) недействительными не признаны, следовательно, основания для признания спорных договоров недействительными также отсутствуют. Кроме того, суд апелляционной инстанции считает недоказанным наличие у общества прав и законных интересов, которые с учетом положений статей 166 - 168 ГК РФ могут быть восстановлены путем признания недействительными спорных договоров. В данном случае заявитель не является стороной договоров, равно как не является и лицом, осуществляющим надзор за деятельностью лиц, заключивших эти договоры. При этом, как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Заявитель соответствующий иск о недопуске к участию в торгах в арбитражный суд не подавал, отказ в признании недействительным решения комиссии не оспорил. Как лицо, не являющееся стороной договоров на организацию перевозок, общество не доказало, что признание недействительными данных договоров, заключенных с заинтересованными лицами, может привести к восстановлению его нарушенных прав и интересов. В данной ситуации у суда отсутствуют основания полагать, что результатом признания недействительными спорных договоров будет заключение договоров на организацию перевозок с обществом. Соответствующих доводов заявителем при рассмотрении данного дела не приведено. Таким образом, удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции также не учел, что в этом случае избранный обществом способ защиты своих нарушенных прав и интересов не может повлечь их реальное восстановление. Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения настоящего спора в суде заключенные министерством и соответчиками договоры на организацию перевозок (том 1, листы дела 83-130) исполняются с 01.07.2011. При этом согласно названным договорам организована перевозка пассажиров и багажа по социальным маршрутам, что предусматривает выплаты перевозчику компенсаций из бюджета в связи с выпадающими доходами. Следовательно, возвращение сторон в первоначальное положение (реституция) в части выполненных обязательств невозможно, а также противоречит интересам третьих лиц, удовлетворение потребностей которых в пассажирских перевозках и перевозе багажа обеспечивается исполнением данных договоров. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2013 по делу n А44-5559/2012. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|