Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу n А13-6920/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2013 года                         г. Вологда                     Дело № А13-6920/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и                     Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области Ивашевской С.О. по доверенности от 09.01.2013 № 8,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АМС-Экспресс» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 ноября 2012 года по делу                       № А13-6920/2012 (судья Парфенюк А.В.),

                                              у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «АМС-Экспресс»                       (ОГРН 1083525013131; далее – общество, ООО «АМС-Экспресс») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – инспекция, налоговый орган, МИФНС № 11) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2012 № 63 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 ноября                    2012 года по делу № А13-6920/2012 в удовлетворении требований общества отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 11.04.2012                 № 92 сотрудниками  налогового органа в период с 11.04.2012 по 10.05.2012 проведена проверка полноты учета выручки за период с 30.01.2012 по 09.04.2012, полученной ООО «АМС-Экспресс» с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), содержащейся в составе принадлежащих обществу платежных терминалов в количестве 37 штук; оформлен акт проверки от 10.05.2012 № 000025.

По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен протокол от 21.05.2012 № 63 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт превышения выручки по данным фискальных отчетов (сумма выручки 20 865 101 руб.) по сравнению с данными по кассовым книгам общества (20 843 938 руб.) на сумму 21 163 руб.

Указанная выручка не отражена и не оприходована в кассовой книге            ООО «АМС-Экспресс», тем самым обществом нарушены требования глав 3, 5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение о порядке ведения кассовых операций, Положение № 373-П), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993 № 104 (далее – Типовые правила эксплуатации ККМ).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник МИФНС № 11 вынес постановление от 28.05.2012 № 63, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

ООО «АМС-Экспресс» с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом названного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ                           «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К числу таких актов относится Положение № 373-П.

На основании пункта 1.1 указанного Положения оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В пункте 1.8 названного Положения установлено, что кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.

Пунктом 3.1 Положения № 373-П предусмотрено, что прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

Из пункта 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций следует, что при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением ККТ по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В пунктах 5.1, 5.2 данного Положения указано, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.

В соответствии с пунктами 5.3, 5.4, 5.5 Положения № 373-П кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу 0310004 не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции.

Названные требования к порядку ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Таким образом, организации в соответствии с данным Положением обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).

Положение о порядке ведения кассовых операций не предусматривает другие условия учета наличных денежных средств, в связи с чем, невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации ККМ предусмотрено, что по окончании работы на ККТ кассир должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру.

Доказательств соблюдения обществом порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, в том числе, в части надлежащего и своевременного отражения всех операций по приходу денежной наличности в кассовой книге организации, не представлено.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт выявленного налоговым органом правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

На основании изложенного в действиях ООО «АМС-Экспресс» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Ссылку подателя жалобы на существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности апелляционная инстанция находит несостоятельной ввиду следующего.

Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, статьями 15.1, 19.7.6 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 23.5 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, в поручении от 11.04.2012 № 92 должностным лицам МИФНС № 11 – заместителю начальника отдела оперативного контроля Подхомутову М.С. и государственному налоговому инспектору Ногиновой Е.В. поручена проверка финансовой деятельности                ООО «АМС-Экспресс».

Впоследствии акт проверки от 10.05.2012 № 000025, оформленный по ее результатам подписан Подхомутовым М.С. и старшим государственным налоговым инспектором Барановой М.А.

Общество в жалобе указывает на то, что Баранова М.А. не была уполномочена на проведение проверки.

Вместе с тем ее участие в проверке обусловлено расторжением налоговым органом контракта с указанной в поручении от 11.04.2012 № 92 в качестве проверяющего Ногиновой Е.В. (приказ от 02.05.2012 № 03-07/78).

При этом материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что данный факт отразился на полноте, всесторонности и объективности выводов по результатам проверки общества.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@, старшие государственные налоговые инспекторы имеют право составлять протоколы об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае протокол от 21.05.2012 № 63 об административном правонарушении составлен старшим государственным налоговым инспектором Барановой М.А., то есть уполномоченным должностным лицом.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу n А05-7309/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также