Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу n А05-9445/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

                   ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

                                 АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е НИ Е

 

23 января 2013 года                    г. Вологда                        Дело № А05-9445/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бландовым Ю.А.,

при участии от администрации Таратина В.А. по распоряжению от 14.10.2009, от Управления Кораблева А.С. по доверенности от 09.01.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2012 года  по делу № А05-9445/2012 (судья Панфилова Н.Ю.),

 

у с т а н о в и л :

 

администрация муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1088383000530; далее – Управление, УФАС) о признании недействительными решения от 14.05.2012 и предписания от 14.05.2012, вынесенных по делу № 02А/05-01-2012.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марская электростанция» (далее – предприятие).

Решением Арбитражного суда области от 03 октября 2012 года заявленные требования  удовлетворены.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что Управлением правомерно  сделан вывод  о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). Считает, что ЛЭП не связано со зданием ДЭС и иным электрооборудованием, является самостоятельным объектом недвижимости для передачи электрической энергии.

Администрация   в  отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  Управления – без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что эксплуатация автономной линии электропередачи и трансформаторных подстанций без генерирующего объекта (ДЭС) невозможна, поскольку отсутствует обеспечение электрических связей и осуществление передачи электрической энергии.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещено, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции  не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Управлением в отношении предприятия проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 30.03.2011  № 3П-2011 от 30.03.2011.

Приказом Управления от 28.03.2012 № 32 в отношении муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» возбуждено дело № 02А/05-01 -2012 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в заключении с предприятием договора аренды энерговырабатывающего, эксплуатационного оборудования ДЭС в с. Красное от 13.12.2010 без проведении торгов.

В ходе рассмотрения указанного дела Управлением привлечены в качестве ответчика администрация муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», в качестве заинтересованного лица - предприятие.

Определением oт 28.04.2012 № 05-01/540 о прекращении участника по делу № 02А/05-01-2012 участие администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» и муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» прекращено ввиду отсутствия в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 28.04.2012 № 05-01/538 о привлечении в качестве ответчика по делу № 02А/05-01 -2012 привлечена администрация по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

При рассмотрения дела Управлением становлено, что между администрацией и предприятием по результатам торгов заключен договор аренды недвижимого имущества от 01.02.2011, согласно которому заявитель передал предприятию  во временное владение и пользование за плату имущество (объект недвижимости - линия электропередач (ЛЭП-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. № 1 1:161:002:000013440, адрес объекта - Ненецкий автономный округ, п. Красное) на срок до 31.12.2011.

Администрацией 06.12.2011 заключен с предприятием договор аренды недвижимого имущества от 06.12.2011 № б/н на передачу во временное владение и пользование за плату имущества (объект недвижимости - линия электропередач (ЛЭП0-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. № 11:161:002:000013440. Адрес объекта: Ненецкий автономный округ, с. Красное ГУП НАО) на срок до 31.01.2012 без проведения торгов.

Администрацией 10.01.2012 заключен с предприятием договор аренды недвижимого имущества № б/н, согласно которому муниципальное образование «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа в лице главы муниципального образования Таратина В.А. передало предприятию во временное владение и пользование за плату на срок до 31.12.2012 линию э/передач (ЛЭП-04Кв), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность 11,0 км, инв. № 11:161:002:000013440. Адрес объекта: Ненецкий автономный округ, п. Красное ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция». При этом данный договор заключен  без проведения торгов.

При рассмотрении дела Управлением получено письмо Нарьян-Марского отдела Печорского управления Ростехнадзора (входящий от 22.06.2011                    № 01-17/736) из которого следует, что  инженерно-технические энергосети и энергоустановки п. Красное Ненецкого автономного округа не принадлежат к единой энергосети г. Нарьян-Мара.

Принимая во внимание указанный документ, Управление решило, что передача муниципального имущества (ЛЭП-04Кв) по договору аренды от 10.01.2012 не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, поскольку вышеозначенное муниципальное имущество не является частью сетей предприятия.

Решением Управления от 14.05.2012 по делу № 02А/05-01-2012 администрация муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа признана нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 закона № 135-ФЗ в связи с заключением и реализацией (исполнением) договора аренды недвижимого имущества от 10.01.2012 № б/н без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции.

Также мдминистрации выдано предписание от 14.05.2012 по делу № 02А/05-01-2012, которым заявителю предписано в срок до 16.07.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, а именно, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путём предоставления муниципального имущества, поименованного в приложении № 1 к договору от 10.01.2012 № б/н, по результатам торгов пли иным способом прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

Администрация  не согласившись с решением и предписанием Управления   обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемые решение и предписание  Управления законными и обоснованными. 

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом, как указано в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ предусматривает в качестве исключения из общего правила предоставление указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, под технологически связанными сетями - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; под точка подключения понимается место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

По смыслу положений части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений частей 1, 6, 9, 12  статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к сетям инженерно-технического обеспечения относятся также объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии сл статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В пункте 7 разъяснений Федеральной антимонопольной службы России по применению статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ от 05.06.2012 указано, что пункт 8 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

По мнению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 48), Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (части 1, 6. 9, 12 статьи 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения. С учетом изложенного,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу n А66-8189/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также