Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А13-5679/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 02 октября 2008 года г. Вологда Дело № А13-5679/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., при участии от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Власовой Т.Е. по доверенности от 09.09.2008 № 33, Коноваловой М.С. по доверенности от 20.03.2008 № 12, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Недобельского Алексея Станиславовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 августа 2008 года по делу № А13-5679/2008 (судья Мамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
предприниматель Недобельский Алексей Станиславович (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2008 № 120 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.08.2008 в удовлетворении требований Недобельского А.С. отказано. Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие вины и состава административного правонарушения. Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным. Представители предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. Кроме того, в апелляционной жалобе предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Заслушав объяснения представителей департамента, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, с 16.07.2008 по 17.07.2008 главным специалистом государственного экологического контроля Власовой Т.Е. на основании приказа начальника департамента от 10.07.2008 № 346 проведена проверка соблюдения предпринимателем Недобельским А.С. природоохранного законодательства, составлен акт контрольного мероприятия от 17.07.2008. Также по результатам проверки составлен протокол от 17.07.2008 № 163 об административном правонарушении (далее – протокол от 17.07.2008 № 163), в котором зафиксировано, что от деятельности магазинов, расположенных по адресам: город Никольск, улица Советсткая, дом 71, город Никольск, улица Восточная, дом 1а, поселок Борок Вернекемского сельского поселения и принадлежащих предпринимателю, образуются следующие отходы: мусор от уборки помещений, отходы упаковочных материалов, отработанные ртутьсодержащие лампы. Договор с муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания города Никольска» (далее – МУП «Управляющая компания города Никольска») на предоставление услуг по утилизации отходов на городской свалке заключен предпринимателем только 16.07.2008. В соответствии с данным договором годовой объем отходов составляет 100 м3. В нарушение статьи 11, пункта 2 статьи 14, пункта 3 статьи 18, статьи 19, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Недобельским А.С. не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не подтверждено размещение образующихся отходов к конкретному классу опасности, статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2007 год не представлена, плата за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляется. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды и охраны водных объектов Вологодской области Власова Т.Е., рассмотрев протокол от 17.07.2008 № 163, приняла постановление от 18.07.2008 № 120 по делу об административном правонарушении (далее – постановление от 18.07.2008 № 120), которым предприниматель Недобельский А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2000 рублей. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В статье 3 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, в частности индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). В статье 1 Закона № 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства Опасными отходами признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Как усматривается из материалов дела, в результате торгово-закупочной деятельности предпринимателя образуются следующие отходы: мусор от уборки помещений, отходы упаковочных материалов, отработанные ртутьсодержащие лампы. Таким образом, Недобельский А.С. является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок разработки и утверждения нормативов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461. В соответствии с пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. Пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что эти индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 № 1 утвержден и введен в действие, начиная с отчета за 2004 год, Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Согласно пункту 2 названного Порядка форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) представляют граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, во исполнение вышеперечисленного законодательства предприниматели, осуществляющие деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вести учет, на основании которого представлять соответствующую отчетность уполномоченным органам, подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности. Невыполнение указанных обязанностей является нарушением экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления. Факты отсутствия у предпринимателя проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности, непредставления статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2007 год подтверждаются материалами дела: актом от 17.07.2008, протоколом от 17.07.2008 № 163. Данные обстоятельства ставят под угрозу обеспечение экологической безопасности при осуществлении торгово-розничной деятельности предпринимателя и нарушают нормы экологического законодательства. Следовательно, в действиях Недобельского А.С. имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Доводы предпринимателя о том, что мусор от уборки помещений, отходы упаковочных материалов, отработанные ртутьсодержащие лампы не являются отходами производства, поскольку полностью реализуются МУП «Управляющая организация города Никольска» и Новгородцеву С.А., являются необоснованными, поскольку в силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, образовавшиеся в процессе производства. В связи с тем, что Недобельский А.С. осуществляет торгово-закупочную деятельность, а в результате любой торгово-закупочной деятельности образуются отходы, следовательно, он является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных вышеуказанными Законами. Нарушение предпринимателем экологических требований в сфере обращения с отходами производства образует состав административного правонарушения, ответственности за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, поэтому в данном случае последующая реализация отходов производства и потребления правового значения не имеет. В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на отсутствие своей вины в совершенном правонарушении. Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А05-3446/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|