Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А13-16818/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 ноября 2012 года

г. Вологда

Дело № А13-16818/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 30  ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вересовой А.В.,

при участии от муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия № 1 Казаковцевой О.Н. по доверенности от 14.11.2012, от Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области Колесниченко Н.С. по доверенности от 29.12.2011, от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области Силинской Л.Х. по доверенности от 26.01.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия    № 1, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области и Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 октября 2012 года по делу № А13-16818/2011 (судья Свиридовская М.Б.),

у с т а н о в и л:

 

муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (ОГРН 1023500875793; далее - МУ ПАТП № 1, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вологодского муниципального района (ОГРН 1023500594842; далее - Администрация) о взыскании убытков в сумме 9 711 574 руб. 36 коп.

Определением суда от 14 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Вологодского муниципального района (ОГРН 1023500594633; далее – Управление социальной защиты).

Определением суда от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее – Департамент дорожного хозяйства и транспорта).

Определением суда от 05 июня 2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ).

Решением суда от 03 октября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взысканы убытки в сумме 748 037 руб.         58 коп. и 5512 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Предприятия взысканы убытки в сумме 4 170 589 руб. 20 коп. и 30 729 руб.      56 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в иске к Администрации отказано (с учетом определения суда об исправлении арифметической ошибки от 27.11.2012).

МУ ПАТП № 1 не согласилось с решением суда в части применения срока исковой давности и отказа в удовлетворении требования Предприятия о взыскании с ответчиков убытков за 2008 год в размере 4 792 947 руб. 46 коп., в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права, просит решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Апеллянт не согласен с выводом суда, изложенным в решении, о том, что отчет о затратах должен предоставляться Предприятием в органы местного самоуправления, т.е. в Администрацию, поскольку основанием для предоставления указанного отчета является заключенный Администрацией с МУ ПАТП № 1 договор о возмещении расходов, который заключен не был. Кроме того, в отчете, представляемом транспортными организациями, о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области», форма которого установлена приложением к Порядку реализации указанного Закона, утвержденному постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 № 138, имеется графа «количество проданных билетов», сведения о котором Администрация в 2008-2010 годах не предоставляла. Данные сведения стали известны Предприятию только 18 октября 2011 года на основании письма главы Вологодского муниципального района А.В. Гордеева от 30.09.2011         № 746/1-11. В связи с указанным апеллянт считает, что течение срока исковой давности по заявленным требованиям началось с 18.10.2011. Также апеллянт отмечает, что первоначально иск о взыскании убытков был заявлен к Администрации.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.

Минфин РФ в возражениях и представитель в судебном заседании, представитель Департамента финансов просят апелляционную коллегию жалобу истца оставить без удовлетворения.

Минфин РФ также не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина РФ отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год на наличие межбюджетных трансфертов на обеспечение равной транспортной доступности, а также в иных нормативных правовых актах федерального уровня на порядок распределения указанных межбюджетных трансфертов не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями. Кроме того, перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях. Обязанность Российской Федерации по финансированию мер социальной поддержки (обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации) выполнена в полном объеме. Реальные расходы истца на перевозку льготной категории граждан документально истцом не подтверждены.

Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал изложенные в жалобе доводы.

МУ ПАТП № 1 в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную коллегию жалобу Минфина РФ оставить без удовлетворения.

Представитель Департамента финансов в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Минфина РФ.

Департамент финансов также не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Вологодской области отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В 2010 году средства федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта субъекту Российской Федерации Вологодской области не выделялись. Денежные средства, предусмотренные в составе расходов областного бюджета на 2009, 2010 годы в качестве субвенций бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда компенсаций на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Вологодской области для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Вологодскому муниципальному району перечислены в полном объеме. Таким образом, Вологодская область исполнила свою обязанность по финансированию мер социальной поддержки льготным категориям граждан надлежащим образом, согласно утвержденным объемам бюджетных обязательств. Представленный истцом в обоснование своих расходов расчет не отражает фактические затраты истца на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. Учет фактически перевезенных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, МУ ПАТП № 1 не производился. Истцом не представлены документы, подтверждающие реальные расходы от перевозки отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал изложенные в жалобе доводы.

МУ ПАТП № 1 в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную коллегию жалобу Департамента финансов оставить без удовлетворения.

Минфин РФ в отзыве и представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы Департамента финансов.

Администрация Вологодского муниципального района в отзыве просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации оставить без изменения, в остальной части разрешение спора оставляет на усмотрение суда; ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.

Администрация, Управление социальной защиты, Департамент дорожного хозяйства и транспорта о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей МУ ПАТП № 1, Минфина РФ, Департамента финансов, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.

Как следует из материалов дела, МУ ПАТП № 1 в период с января       2008 года по февраль 2010 года во исполнение Закона Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области», предоставляло право на льготный проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее – ЕИЛМПБ).

Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из соответствующих бюджетов послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании убытков.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными. Вместе с тем с учетом сделанного ответчиками заявления о пропуске срока исковой давности исковые требования удовлетворены судом частично: в сумме 748 037 руб. 58 коп. - за счет казны Российской Федерации, в сумме 4 170 589 руб. 20 коп. - за счет казны Вологодской области.

Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Законом Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон области № 1704-ОЗ) предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 Закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью в 2008 году - 200 рублей, в 2009 году - 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).

Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008             № 138 утвержден Порядок реализации Закона области № 1704-ОЗ (далее - Порядок).

Согласно Порядку меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона области № 1704-ОЗ, при проезде на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), предоставляются в виде права на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета.

В силу пункта 1.2 Порядка организация транспортного обслуживания категорий граждан, указанных в Законе № 1704-ОЗ, в пределах муниципального образования, а также изготовление и продажа ЕИЛМПБ осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований области.

Расходы транспортных предприятий при проезде по ЕИЛМПБ определяются в соответствии с Порядком определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области», по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 № 138 (далее - Порядок определения затрат).

Согласно Порядку

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А05-3725/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также