Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А13-9380/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 ноября 2012 года                      г. Вологда                  Дело № А13-9380/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                            председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Череповецкий порт» Горохова Р.В. по доверенности от 31.12.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 октября 2012 года по делу        № А13-9380/2012 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Череповецкий порт» (далее –                ОАО «Череповецкий порт», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления от 20.07.2012 № 07-53-07/279 отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ, управление Ространснадзора) о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением арбитражного суда от 08 октября 2012 года требования общества удовлетворены.

УГАН НОТБ обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда. Считает, что у общества имелась возможность для выполнения предписания, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество отзыв на жалобу в суд не представило.

Представитель общества в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы.

Управление Ространснадзора надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителя общества, исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  на основании распоряжения от 22.03.2011 № 112-р УГАН НОТБ в период с 11.04.2011 по 29.04.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении общества, расположенного по адресу: город Череповец, улица Судостроительная, дом 7.

В ходе проверки административным органом установлено, что общество не разработало планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Череповецкий порт» в нарушение статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ), приказа Министерства транспорта от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее – Порядка № 34).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.04.2011     № 07-42-07/82 и обществу выдано предписание от 29.04.2011 № 07-40-07/82 об устранении выявленного нарушения. Предписанием установлен срок его исполнения до 03.02.2012.

Общество обратилось в управление Ространснадзора с заявлением о продлении срока исполнения предписания до 01.07.2012 в связи с тем, что объекту не присвоена категория ОТИ и (или) ТС.

УГАН НОТБ письмом от 30.12.2011 с учетом обстоятельств дела и приведенных обществом доводов продлил срок исполнения предписания до 01.07.2012.

На основании распоряжения от 03.07.2012 № 547-р управлением Ространснадзора в период с 10.07.2012 по 13.07.2012 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлен факт неисполнения                         ОАО «Череповецкий порт» предписания от 29.04.2011 № 07-40-07/82 в установленный срок.    

По результатам проверки составлены акт от 13.07.2012 № 07-46-07/373 и протокол от 17.07.2012 № 07-45-07/251 об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Государственный транспортный инспектор отдела УГАН НОТБ, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 20.07.2012 вынес постановление № 07-53-07/273, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.       

ОАО «Череповецкий порт», не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Придя к выводу, что в рассматриваемом случае у общества не имелось возможности для соблюдения правил и норм, нарушение которых вменяется ему административным органом, его вина в совершении правонарушения не установлена, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (часть 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (часть11).

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судоходством называется деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4).

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество имеет объекты транспортной инфраструктуры на праве собственности и аренды, поэтому как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять требования по обеспечению транспортной безопасности.

Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 10 статьи 19.5 КоАП РФ).

Объективную сторону административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного решения, предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Следовательно, как правильно отметил суд первой инстанции, законность соответствующего правоприменительного акта является необходимым  квалифицирующим признаком административного правонарушения. При этом она не может рассматриваться в отрыве от обоснованности такого акта, то есть предусмотренного законом установленного круга обстоятельств, требующих выяснения в связи с невыполнением требований по обеспечению транспортной безопасности, в конкретном случае, с учетом квалифицирующих признаков нарушения, предусмотренного статьей 9 Закона № 16-ФЗ, Порядка № 34.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, на управление возложена обязанность доказывания как события вмененного учреждению административного правонарушения, так и его вину  в его совершении.

В порядке статьи 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 указанного Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

План обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 Порядка № 34).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС морского и речного транспорта (далее - Требования), которые вступили в действие с 27.03.2011.

Пунктом 2 названных Требований установлено, что они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС.

Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС (пункт 5.8 Требований).

Пунктом 3 Порядка № 34 предусмотрено, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ и ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в целях исполнения предписания от 29.04.2011 № 07-40-07/82 ОАО «Череповецкий порт» следовало пройти несколько стадий:

- подготовить материалы и направить их в компетентный орган (Федеральное агентство морского и речного транспорта) для включения в Реестр категорированных объектов;

- после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта и составить план обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Порядком разработки планов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 31.01.2012 общество обратилось в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот) с заявлением о присвоении ОТИ и (или) ТС категории, приложив к нему необходимые документы.

Однако для обращения в Росморречфлот необходим полный

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А05-7565/2012. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также