Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А13-7294/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 ноября 2012 года                        г.Вологда                      Дело № А13-7294/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.

         В полном объеме постановление изготовлено 14 ноября 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и                Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от Тарногского районного отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области и Департамента лесного комплекса Вологодской области Лобановой Н.А. по доверенности от 01.01.2012 № 10,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2012 года по делу             № А13-7294/2012 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Эксти»                                  (ОГРН 1022900545975; далее – общество, ООО «Эксти») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к                                Тарногскому районному отделу - государственному лесничеству Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – лесничество), Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее – департамент) о признании незаконным и отмене постановления лесничества от 08.06.2012 № 19/48, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября           2012 года по делу № А13-7294/2012 оспариваемое постановление признано незаконным в части наложения административного штрафа, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32               КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с данным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Представитель департамента и лесничества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по доводам и требованиям, приведенным в ней.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя департамента и лесничества, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, согласно договору аренды лесного участка от 01.11.2008 № 02-02-16/330-2008 обществу предоставлен в аренду лесной участок площадью 6698 га (листы дела 27-35).

В соответствии с условиями этого договора заявитель обязан обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, определенных проектом освоения лесов (подпункт е пункта 11 названного договора).

Государственным лесным инспектором лесничества 16.04.2012 в ходе выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках, на основании приказа от 20.09.2011 № 894/1, выявлено, что общество в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря недоукомплектовало средства пожаротушения ранцевыми огнетушителями в количестве 2 штук, электромегафоном - 1 штуки.

Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи заявителю требования от 16.04.2012 об устранении нарушений лесного законодательства (лист дела 72).

Требованием от 16.04.2012 заявителю предложено в срок до 03.05.2012 доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, а именно приобрести ранцевые огнетушители в количестве 2 штук, электромегафон в количестве 1 штуки.

Лесничеством 16.05.2012 проведена проверка исполнения обществом требования от 16.04.2012 об устранении нарушений лесного законодательства.

В ходе указанной проверки выявлено, что ООО «Эксти» в установленный срок требование от 16.04.2012 не исполнило.

По данному факту составлен акт от 16.05.2012, согласно которому из                 5 ранцевых огнетушителей, требуемых в соответствии с проектом освоения лесов, имеются 3 штуки, а необходимого электромегафона в количестве 1 штуки нет в наличии (лист дела 79).

По данному факту уполномоченное должностное лицо лесничества 16.05.2012 вынесло в отношении общества определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По итогам проверки уполномоченным должностным лицом лесничества 28.05.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 48, в котором зафиксировано, что общество в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря недоукомплектовало средства пожаротушения ранцевыми огнетушителями, электромегафоном, что является нарушением подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила № 417).

Постановлением лесничества от 08.06.2012 № 19/48 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Общество не согласилось с данным постановлением и оспорило его в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября           2012 года по делу № А13-7294/2012 суд первой инстанции признал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, установленным, но признал оспариваемое постановление незаконным в части определения вида административного наказания, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 данного Кодекса в виде предупреждения.

Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции согласен.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до ста тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 данного Кодекса, заключается в нарушении правил пожарной безопасности.

Согласно статье 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -                 ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Статьей 53 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в том числе предупреждение лесных пожаров.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 53.1 ЛК РФ).

Согласно приказу департамента от 13.04.2012 № 338 «О начале противопожарного сезона и организации дежурства в противопожарный сезон» фактическим началом противопожарного сезона установлено для центральных, южных и юго-западных районов области - 20.04.2012, для остальных районов области - 25.04.2012 (лист дела 89).

Как усматривается в тексте оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение требований подпункта «в» пункта 13 Правил № 417, в соответствии с которым юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 (далее - Приказ № 549).

Согласно этим нормам на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины, должны находиться средства пожаротушения (25 позиций). Причем средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10 - 24 должны быть в наличии в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6 - 9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров (пункт 3 Приказа № 549).

Пунктом 4 указанного Приказа установлены нормы средств пожаротушения на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического и физического лица, осуществляющего заготовку древесины              (18 позиций). Причем автомашины и тракторы для перевозки цистерн и людей оборудуются для установки навесных насосов и закрепляются за лесопожарным пунктом (мастерским участком) на пожароопасный сезон. Остальное оборудование и пожарный инвентарь должны находиться на пункте постоянно.

  В силу части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По настоящему делу разработан проект освоения лесов на 2009-2013 гг. (листы дела 65-64), который прошел государственную экспертизу.

  Из указанного проекта следует, что арендатор должен быть обеспечен противопожарным оборудованием в соответствии с приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 29.10.1993 № 290 «О введение в действие норм обеспечения противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров» (далее – Приказ № 290).

Подпунктом «а» пункта 1 указанного Приказа установлены нормы средств пожаротушения в пункте сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения в ведении лесозаготовительного предприятия.

Причем нормы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 указанного Приказа аналогичны нормам, установленным пункту 3 Приказа № 549.

Подпунктом «б» пункта 1 Приказа № 290 установлены нормы средств пожаротушения в лесопожарном пункте при лесопункте.

Причем нормы, определенные в подпункте «б» пункта 1 указанного Приказа аналогичны нормам, установленным пункту 4 Приказа № 549.

Утвержденные Приказом № 290 нормы наличия средств пожаротушения включены в таблицу 28 проекта освоения лесов на арендуемом обществом лесном участке (листы дела 65 - 69). Данные нормы также соответствуют нормам, установленным Приказом № 549.

Согласно указанному проекту арендатор должен быть обеспечен лесными ранцевыми огнетушителями (РЛО-М) в количестве 5 штук, электромегафоном (ЭМ-12) в количестве 1 штуки.

Из анализа положений Приказа № 290, Приказа № 549, проекта освоения лесов суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель обязан создавать и укомплектовывать пункт сосредоточения противопожарным инвентарем согласно нормам, установленным пунктом 4 Приказа № 549, подпунктом «б» пункта 1 Приказа № 290, согласно которым общество в числе прочих средств пожаротушения обязано иметь в наличии электромегафон в количестве 1 штуки и ранцевые огнетушители в количестве 2 штук.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что общество при создании и укомплектовании пункта сосредоточения противопожарным инвентарем должно руководствоваться нормами, установленными пунктом 3 Приказа № 549, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.

В пункте 3 указанного Приказа нормы средств пожаротушения определены в зависимости от объема заготовки древесины в год.

Так, при заготовке древесины в объеме до 100 000 куб. м в год общество в числе прочих средств пожаротушения обязано иметь в наличии электромегафон в количестве 1 штуки и ранцевые огнетушители в количестве 10 штук; при объеме от 100 000 до 200 000 куб. м – электромегафон - 2 штук и ранцевые огнетушители - 20 штук; при объеме более 200 000 куб. м – электромегафон -            3 штуки и ранцевые огнетушители - 40 штук.

При этом в силу пункта 2 Приказа № 549 настоящие нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

  Таким образом, нормы средств пожаротушения, определенные в проекте освоения лесов, не могут быть ниже минимально установленных Приказом                № 549 и противоречить Приказу № 290.

Согласно указанному проекту арендатор должен быть обеспечен лесными ранцевыми огнетушителями (РЛО-М) в количестве 5 штук, электромегафоном (ЭМ-12) в количестве 1 штуки, что не соответствует минимальным нормам, установленным в пункте 3 Приказа № 549.

В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

Целью проведения экспертизы является оценка соответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А13-940/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также