Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А13-1105/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 сентября 2008 года г. Вологда Дело № А13-1105/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Осокиной Н.Н., Чельцовой Н.С. при ведении протокола заседания помощником судьи Бараевой О.И., при участии от заявителя Стариковой Е.В. по доверенности от 09.01.2008 № 01-05/1, Рыжовой Н.Е. по доверенности от 09.01.2008 № 01-05/9; от ответчика Кораблёва А.С. по доверенности от 17.07.2008 № 0540, Лукичевой В.А. по доверенности от 17.07.2008 № 2540, Лесухиной Т.А. по доверенности от 17.07.2008 № 1540; от третьего лица Шалаевского Н.В. по доверенности от 07.07.2008, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Толшма" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 июля 2008 года (судья Мамонова А.Е.), у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 29.11.2007 и предписания от 29.11.2007 № 629. Определением суда от 29 апреля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Толшма" (далее – ООО "Толшма", общество) (том 1 лист дела 98). Решением суда от 10 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме. УФАС и ООО "Толшма" с решением не согласились и обратились с апелляционными жалобами, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Представители антимонопольного органа и общества поддержали изложенные в жалобах доводы. УФАС считает, что Управление Роспотребнадзора при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения не вправе ограничивать заявленный ассортиментный перечень. При наличии нарушений санитарных правил и норм компетентный орган имеет возможность привлечь общество к административной ответственности. Действия Управления Роспотребнадзора создают препятствия в хозяйственной деятельности общества и негативно влияют на конкуренцию на рынке розничной продажи продовольственных и непродовольственных товаров в территориальных границах с. Успенье и с. Никольское Тотемского района Вологодской области. ООО "Толшма" указывает на незаконность выданного Управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения, так как оно не соответствует экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в городе Тотьме"; ограничение ассортиментного перечня товаров приводит к возникновению у общества убытков в виде недополученной прибыли и делает магазин общества неконкурентноспособным по сравнению с магазинами других обществ: Тотемского РАЙПО, ООО "Надежда", которые торгуют аналогичными товарами. Полагает, что решение и предписание антимонопольного органа не нарушают права и законные интересы Управления Роспотребнадзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Управление Роспотребнадзора в отзыве и его представители в судебном заседании с жалобами не согласны, просят решение суда оставить без изменения. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Как следует из материалов дела, ООО "Толшма" в целях получения лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией обратилось в Управление Роспотребнадзора за выдачей санитарно-эпидемиологического заключения. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" в лице филиала, расположенного в г. Тотьме Вологодской области, на основании заключённого с обществом договора от 03.07.2007 № 202-ТЦ провело экспертизу деятельности общества, осуществляемой в магазине "Толшма", расположенном в с. Успенье Тотемского района Вологодской области – розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, по результатам которой выдало экспертное заключение от 09.07.2007 № 319-ТЦ о соответствии данного вида деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (том 1 листы дела 41-43, 82). Управление Роспотребнадзора на основании указанного экспертного заключения выдало санитарно-эпидемиологическое заключение от 19.07.2007 № 35.ТО.09.000.М.000179.07.07 о соответствии заявленного обществом вида деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в отношении ассортиментного перечня реализуемых товаров, состоящего из 17 позиций, в том числе алкогольной продукции (том лист дела 48). Поскольку в магазине с. Успенье ООО "Толшма" фактически осуществляет розничную торговлю товарами по перечню, включающему в себя 26 наименований продовольственных и 3 наименования промышленных товаров (том 1 лист дела 44), ограничение ассортиментного перечня общество посчитало вмешательством государственного органа в свою хозяйственную деятельность, в связи с чем подало в УФАС заявление от 14.09.2007 № 07/14-09/1 с просьбой проверить законность действий Управления Роспотребнадзора (том 1 листы дела 26-27). УФАС приказом от 20.09.2007 № 136 возбудило дело в отношении Управления Роспотребнадзора, по результатам рассмотрения которого 29.11.2007 приняло решение о признании Управления Роспотребнадзора в лице территориального отдела Управления по Тотемскому, Бабушкинскому, Нюксенскому, Тарногскому районам нарушившим статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о конкуренции). По мнению антимонопольного органа, необоснованное воспрепятствование осуществлению хозяйственной деятельности общества выразилось в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 19.07.2007 № 35.ТО.09.000.М.000179.07.07 с ограниченным ассортиментным перечнем реализуемых товаров, не соответствующим экспертному заключению, что выходит за пределы компетенции данного государственного органа. На основании решения УФАС выдало предписание от 29.11.2007 № 629, в котором обязало заявителя совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции (пункт 1); прекратить необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность ООО "Толшма" посредством ограничения ассортиментного перечня реализуемых обществом товаров и в срок до 25 декабря 2007 года сообщить о его исполнении (пункт 2) (том 1 листы дела 9-14, 28-31). Управление Роспотребнадзора обжаловало решение и предписание антимонопольного органа в рамках настоящего дела. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим. В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 52 Закона о конкуренции решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, если полагают, что указанные ненормативные правовые акты незаконно возлагают на них какие-либо обязанности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ограничением конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (статья 4 Закона о защите конкуренции). Статьёй 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52) государственный санитарно-эпидемиологический надзор определён как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Уполномоченным органом в указанной сфере деятельности является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и её территориальные органы, что закреплено в пункте 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 (далее - Положение № 569), пункте 5.1.1 Положения о Роспотребнадзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (далее - Положение № 322). Выдача санитарно-эпидемиологических заключений пунктом 3 части 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ отнесена к компетенции главного государственного санитарного врача и его заместителей. При этом статьёй 1 Закона № 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ, действовавшей на момент выдачи спорного заключения) определено, что санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации. В новой редакции указанной нормы санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьёй 40 настоящего Закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации. Согласно статье 42 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке (часть 2). Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А66-6473/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|