Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А13-4592/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

                    ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

                                 АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

22 июля 2008 года                      г. Вологда                        Дело № А13-4592/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

при участии от налоговой инспекции Костыговой Ю.И. по доверенности от 23.01.2008, от предпринимателя Бурашниковой В.А. по доверенности от 06.03.2007, Важениной И.В. по доверенности от 06.03.2007, Иванова О.Ю. по доверенности от 09.02.2007, Семчугова Е.А. по доверенности от 16.06.2007,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая  2008 года по делу № А13-4592/2007 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л :

 

предприниматель Иванова Роза Арташесовна (далее – предприниматель)  обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее – налоговая инспекция) о признании частично недействительным решения от 04.06.2007 № 12-15/09 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2008 года по делу № А13-4592/2007 заявленные требования удовлетворены частично, признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области  от 04.06.2007 № 12-15/09 о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения индивидуальному предпринимателю Ивановой Розе Арташесовне уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 304 756 руб., единый социальный налог в сумме                 849 790 руб. 24 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 413 649 руб. 14 коп. и соответствующие суммы пеней, а также в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2004 год в виде штрафа в сумме 60 951 руб. 20 коп., единого социального налога за 2004 год в виде штрафа в сумме 109 744 руб. 29 коп., налога на добавленную стоимость (за август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2004 года) в сумме 82 729 руб. 83 коп., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2004 – 2005 годы в сумме 42 926 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц за 2004 – 2005 годы в виде штрафа в сумме 700 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказано.      

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт в части признания недействительным решения   от 04.06.2007 № 12-15/09 в части предложения предпринимателю уплатить налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 304 756 руб., единый социальный налог (далее – ЕСН) в сумме                      849 790 руб. 24 коп., налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 413 649 руб. 14 коп., соответствующих сумм пени и штрафов.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители налоговой инспекции поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения. Считает, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что в действиях предпринимателя имеются признаки состава налогового правонарушения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что  апелляционная жалоба налоговой инспекции  подлежит удовлетворению частично в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт проверки от 12.04.2007 № 12-14/08 и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.06.2007 № 12-15/09.

По данному решению предпринимателю в частности предложено уплатить  НДФЛ за 2004 год в сумме 304 756 руб., ЕСН (работодатель) за 2003 год в сумме 301 068 руб. 78 коп., ЕСН (работодатель) за 2004 год в сумме               269 136 руб., ЕСН за 2004 год в сумме 46 885 руб. 46 коп., ЕСН (работодатель) за 2005 год в сумме 232 700 руб., НДС в сумме 594 269 руб.                                              98 руб., соответствующие суммы пеней и штрафные санкции за неуплату налогов.

При проверке налоговая инспекция посчитала необоснованным включение предпринимателем в расходы за 2004 год при исчислении налога на доходы и единого социального налога суммы 2 344 273 руб. 13 коп. стоимости товаров, приобретенных у общества с ограниченной ответственностью                  «ОК ТИВА», в связи с отсутствием документального подтверждения факта доставки, оприходования и оплаты данных товаров.

В связи с этим налоговая инспекция доначислила предпринимателю за 2004 год  НДФЛ  в сумме 304 756 руб. и ЕСН за 2004 год в сумме 46 885 руб.            46 коп.

Также по данному эпизоду налоговая инспекция посчитала необоснованным включение предпринимателем в налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость 413 649 руб. 14 коп.

При этом налоговый орган ссылался на непредоставление предпринимателем в подтверждение получения товара (товарных накладных по форме № ТОРГ-12,   товарно-транспортных накладных по форме № 1-Т и актов приема-передачи товаров по форме № ТОРГ-1).

Также, по мнению налогового органа, представленные предпринимателем расходные накладные оформлены с нарушением установленного порядка, договор, счета-фактуры, квитанции к приходным кассовым ордерам подписаны со стороны ООО «ОК ТИВА» неизвестными лицами, содержат недостоверные данные, в связи с этим данные документы не имеют юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 1 и 2 этой статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляются при соблюдении налогоплательщиком трех условий:

- наличия счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Счета-фактуры должны быть оформлены в порядке, установленном статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и содержать достоверные сведения;

- принятия товаров (работ, услуг) к учету. Принятие к учету полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществляется на основании соответствующих первичных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт передачи (получения) товаров, приемки результатов выполненных работ, оказанных услуг;

- оплаты принятых к учету товаров (работ, услуг).

Из приведенных норм следует, что для возникновения права на налоговый вычет необходимо соблюдение таких условий, как приобретение, оплата и оприходование товаров (работ, услуг), их использование для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком указанных товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением      доходов.          При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в соответствии с соответствующими статьями главы "Налог на доходы организаций" настоящего Кодекса.          Пунктом 2 статьи 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В силу пункта 3 статьи 237 НК РФ налоговая база определяется индивидуальными предпринимателями как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на      получение дохода.

Во исполнение пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 9 Порядка).

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:  наименование документа, в частности дату составления документа; фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» также установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на их основании ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечисленные в данной статье Закона обязательные реквизиты.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 года № 132 утвержден альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций.

В данном альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций имеется такой первичный учетный документ, как товарная накладная формы ТОРГ-12. Эта накладная применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и служит основанием для оприходования этих ценностей.

В указанном альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций не предусмотрено применение для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации каких-либо иных форм накладных, кроме формы ТОРГ 12.

В

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А13-8749/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также