Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2008 по делу n А05-380/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июля 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-380/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и                  Моисеевой И.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновской А.А.,

при участии от истца Белоусовой З.С. старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском в арбитражном процессе прокуратуры Вологодской области на основании поручения от 19.06.2008                  № 7-1377-08/4086, от первого ответчика Крюковой И.Ю. по доверенности от 30.06.2008 № 05-18-823 и Куликова В.А. по доверенности от 30.06.2008                     № 05-18-845,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2008 года по делу № А05-380/2008  (судья Трубина Н.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

заместитель прокурора Архангельской области обратился в Арбитражный суд Архангельской области к администрации муниципального образования «Мирный» (далее – Администрация) и закрытому акционерному обществу Инвестиционно-строительная корпорация «Новый град» (далее – ЗАО ИСК «Новый град») о признании недействительными абзацев 1, 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору от 28.03.2005 № 1044, заключенному между Администрацией и ЗАО ИСК «Новый град».

Решением от 07 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Заместитель прокурора Архангельской области с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд при вынесении решения неполно исследовал обстоятельства дела, допустил существенное нарушение норм процессуального права и неправильно применил нормы материального права. Полагает, что доводы искового заявления о совершении Администрацией сделки в противоречии с целями его деятельности судом не оценены.

Прокурор в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Администрация в отзыве и в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам,  просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ЗАО ИСК «Новый град» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО ИСК «Новый град» не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы,  заслушав прокурора и представителей Администрации, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.03.2005 между Администрацией (Инвестор) и ЗАО ИСК «Новый град» (Общество) заключен договор № 1044, в соответствии с которым Инвестор обязался осуществить капитальные вложения (инвестиции) в строительство 119-ти квартир общей площадью 6986,24 квадратных метров в 10-этажном жилом доме с инженерными сетями и благоустройством, расположенного по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом строение № 1 (далее – объект), а Общество обязалось осуществить строительство объекта и передать Инвестору или третьим лицам квартиры в построенном объекте.

В соответствии с пунктом 2.1. договора капитальные вложения Инвестора в строительство объекта осуществляются за счет субвенций на отселение, предоставляемых бюджету закрытого административно-территориального образования Мирный (далее – ЗАТО Мирный) из федерального бюджета.

Согласно пункту 2.2. договора размер капитальных вложений в строительство объекта определяется с учетом общей площади строящегося жилья, составляющей 6986,24 квадратных метров, и размера установленной для Ярославской области на 1 квартал 2005 года средней рыночной стоимости 1-го квадратного метра общей площади жилья, составляющего 11 000 руб., и составляет 76 848 640 руб.

Условиями договора установлено, что размер капитальных вложений, указанный в пункте 2.2. договора является не окончательным и может изменяться сторонами путем заключения дополнительного соглашения (пункт 2.3 договора).

31.03.2005 сторонами по договору заключено дополнительное соглашение к нему, в соответствии с которым ЗАО ИСК «Новый град» обязалось дополнительно передать Администрации 87 квартир общей площадью 5017,43 квадратных метров в строящемся 10-этажном жилом доме, расположенном по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом строение № 1, по цене 1 квадратного метра жилья 11 000 руб.

Размер капитальных вложений Администрации по дополнительному соглашению от 31.03.2005 составил 55 191 730 руб.

29.03.2007 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору от 28.03.2005 № 1044, которым определен срок передачи заказчиком-застройщиком построенных квартир Инвестору - 3 квартал 2007 года.

11.07.2007 Администрацией и ЗАО ИСК «Новый град» подписано дополнительное соглашение к договору от 28.03.2005 № 1044, которым пункты 1.1. и 2.2. договора изложены в новой редакции.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору от 28.03.2005 № 1044 пункт 1.1. последнего изложен в следующей редакции: «Предметом настоящего договора является осуществление Инвестором капитальных вложений (инвестиций) в строительство квартир в 10-этажном жилом доме с инженерными сетями и благоустройством, расположенном по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом строение № 1 (далее – объект). После окончания строительства объекту будет присвоен почтовый адрес. Ориентировочная общая проектная площадь предоставляемых квартир составляет 6970,82 квадратных метров».

Согласно абзацу 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору от 28.03.2005 № 1044 пункт 2.2. последнего изложен в следующей редакции: «Размер капитальных вложений в строительство квартир составляет 132 040 370 руб. Стороны договорились и установили твердую цену одного квадратного метра общей проектной площади строящихся квартир в размере    18 900 руб.».

В соответствии с приложением № 1 к дополнительному соглашению от 11.07.2007 к договору от 28.03.2005 № 1044 за инвестором закреплено 116 квартир.

Администрацией исполнены обязательства по договору от 28.03.2005              № 1044, заказчику-застройщику перечислено 132 040 370 руб. На момент рассмотрения спора строительство объекта не закончено.

Заместитель прокурора Архангельской области, полагая, что абзацы 1, 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору от 28.03.2005 № 1044 не соответствуют требованиям закона и противоречат целям деятельности Администрации, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии со статьей 451 ГК РФ основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, предусмотренных частью 2 статьи 451 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Как установлено судом первой инстанции на основании пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ) Администрация выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.04.2005 № 232) (далее – Постановление от 11.01.2001 № 23)  переселение граждан из закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.05.2001   N 10-07-12 был разъяснен порядок применения отдельных пунктов Постановления от 11.01.2001 № 23, где  средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемая Госстроем России для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет федерального бюджета (далее - рыночная стоимость   1 кв. м. общей площади), используется при исполнении Постановления  от 11.01.2001 N 23 в следующих случаях: - при определении Минфином России на соответствующий финансовый год суммы субвенции, выделяемой из федерального бюджета бюджетам ЗАТО на отселение граждан; - при определении размера субсидии на приобретение жилья используется средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади в субъекте Федерации, в котором приобретается жилье; - при определении размера денежной компенсации за передаваемое в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности, средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в субъекте Федерации, где расположено ЗАТО. Стоимость строительства жилья для отселения граждан из ЗАТО определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31.

В настоящее время действует Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации                               МДС 81-35.2004, утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

В 2004-2005 годах ЗАТО Мирный были выделены из федерального бюджета субвенции на отселение граждан.

28.03.2005 Администрацией  заключен договор № 1044 на строительство жилья в городе Ярославле за счет субвенций на отселение граждан, предоставляемых бюджету ЗАТО Мирный из федерального бюджета.

Как установлено в судебном разбирательстве, на момент заключения договора от 28.03.2005 № 1044 стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в размере 11 000 руб. определена сторонами в соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 30.11.2004 № 160 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 1 квартал 2005 года для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета», согласно которому средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья установлена для Ярославской области на 1 квартал 2005 года в размере 11 000 руб., а следовало определить стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

В процессе исполнения условий договора от 28.03.2005 № 1044 ЗАО ИСК «Новый град» обратилось к Администрации с предложением внести в него изменения о стоимости 1 квадратного метра общей площади в размере                     18 900 руб.

Согласно укрупненным сводным сметным расчетам, выполненным  обществом с ограниченной ответственностью «Спецстройпроект» в ценах июня 2006 года, стоимость 1 квадратного метра общей площади                       10-этажного 4-х секционного жилого дома № 1 составила 19 524 руб.

Кроме того, Государственным учреждением Ярославской области «Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве» 20.09.2006 выдано положительное заключение по рабочему проекту на строительство объекта, указанного в договоре от 28.03.2005 № 1044, согласно которому сметная стоимость в ценах июня 2006 года составила 433 424 620 руб.

Между тем, 31.05.2007 Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора Архангельской области составлен акт проверки по использованию Администрацией  средств федерального бюджета, полученных в виде субвенций на переселение граждан. Комиссией сделан вывод, что предложенная ЗАО ИСК «Новый град» стоимость 1 квадратного метра строительства в размере 18 900 руб. для заключения дополнительного соглашения является обоснованной и целесообразной. При этом было принято во внимание, что

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 по делу n А13-10466/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также