Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А66-1873/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

26 июня 2008 года                       г. Вологда                         Дело № А66-1873/2008

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2008 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области Казина И.А. по доверенности от 16.06.2008 № 03-35/08954,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Селижаровского районного потребительского общества Тверского областного потребительского союза на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 апреля 2008 года по делу  № А66-1873/2008 (судья Басова О.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

Селижаровское районное потребительское общество Тверского областного потребительского союза (далее – общество, Селижаровское райпо) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области (далее – инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2008 № 12/1 по делу об административном правонарушении (далее – постановление от 31.03.2008 № 12/1).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.04.2008                      по делу № А66-1873/2008 в удовлетворении требований общества отказано.

Селижаровское райпо с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что обществом приняты все необходимые меры для соблюдения правил и норм законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции; при проведении проверки инспекцией допущены нарушения процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.

Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 21.03.2008            № 012 должностными лицами инспекции 24.03.2008 с 16 часов 05 минут до 18 часов 45 минут проведена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине № 16, принадлежащем Селижаровскому райпо, расположенному по адресу: Тверская область п. Селижарово, ул. Энгельса, д. 84 (далее – магазин № 16), по результатам которой составлены акт проверки от 24.03.2008 № 012, протокол от 25.03.2008 № 12/1 (далее – протокол от 25.03.2008 № 12/1).

В протоколе от 25.03.2008 № 12/1 зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что в момент проверки в магазине № 16 обществом не представлены документы (надлежаще оформленные документы), подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, а именно: на  настойку горькую «Nemiroff» (медовая с перцем), производитель ДП «Украинская водочная компания «Немирофф», емкостью 1 л в количестве 1 бутылки по цене 335 рублей представлена справка к грузовой таможенной декларации (далее – ГТД), в разделе «Б» которой не указан покупатель (Селижаровское райпо), представлен сертификат, заверенный печатью поставщика (фирма «ДДЭ»); на водку «Ермак», производитель ЗАО НПП «Ермак», емкостью 0,5 л в количестве 1 бутылки по цене 90 рублей представлен сертификат, заверенный печатью «Торговый дом «Линия «40», справка к товарно-транспортной  накладной (далее – ТТН) не представлена; на водку «Зеленая марка» (кедровая) емкостью 0,5 л в количестве 2 бутылок по цене 145 рублей не представлена справка к ТТН.

В результате нарушены статья 10.2, подпункт 5 пункта 2 статьи 16, пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и борота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995               № 171-ФЗ).

В вышеназванном протоколе указано, что при его составлении представлены недостающие (надлежаще оформленные) документы на алкогольную продукцию.

Начальник инспекции, рассмотрев протокол от 25.03.2008 № 12/1 и другие документы административного дела, принял постановление от 31.03.2008 № 12/1, в котором зафиксировано, что в нарушение пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров) в магазине № 16 обществом осуществлялась продажа алкогольной продукции без справки «А» и «Б» к ТТН на водку «Ермак» и «Зеленая марка» (кедровая); без копий сертификатов, заверенных держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации товара, на настойку горькую «Nemiroff» (медовая с перцем) и водку «Ермак»; также ненадлежащим образом оформлен раздел «Б» к ГТД на настойку горькую «Nemiroff»  (отсутствуют необходимые реквизиты, подпись и печать Селижаровского райпо).

Вышеназванным постановлением на Селижаровское райпо наложено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена  частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995                             № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

В силу пункта 16 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 названного Федерального закона, без сертификатов соответствия.

В пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: ТТН; справки, прилагаемой к ГТД (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к ТТН (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 названной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ форма справки, прилагаемой к ГТД, и порядок заполнения такой справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 31.12.2005 № 872 утверждены форма справки, прилагаемой к ГТД, и Правила ее заполнения.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил раздел «Б» справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.

Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе «Б» справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.

Из смысла вышеуказанных норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие о ней информацию,  должны находится непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции.

Непредставление документов (представление ненадлежащее оформленных документов) по требованию проверяющих образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Доводы общества о недоказанности факта совершения административного правонарушения не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В постановлении от 31.03.2008 № 12/1 указано, что копии сертификатов соответствия на настойку горькую «Nemiroff» (медовая с перцем) и водку «Ермак» не заверены держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товара, выдавшим сертификат.

В то же время  в акте проверки от 24.03.2008 № 012 и в протоколе от 25.03.2008 № 12/1 зафиксировано, что на настойку горькую «Nemiroff» (медовая с перцем)  представлен сертификат, заверенный печатью поставщика (фирма «ДДЭ»); на водку «Ермак» - сертификат, заверенный печатью «Торговый дом «Линия «40».

Инспекцией не представлено каких-либо доказательств того, что указанные поставщики не являются держателями подлинников сертификатов на данную алкогольную продукцию, то есть лицами, которым представлено право их заверения.

Поэтому не доказан факт нарушения предприятием пункта 12  Правил продажи отдельных видов товаров.

Вместе с тем на находящуюся в розничной продаже алкогольную продукцию в момент проверки представлена справка к ГТД, в разделе «Б» которой не указан покупатель (Селижаровское райпо); не представлены справки к ТТН на водку «Ермак» и «Зеленая марка» (кедровая), чем нарушены положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Факт совершенного обществом правонарушения, а именно:  непредставление в момент проверки (24.03.2008) документов, свидетельствующих о легальности находящейся в розничной продаже алкогольной продукции, представление ненадлежащее оформленных документов, подтверждается материалами проверки, в частности актом от 24.03.2008 № 012, протоколом от 24.03.2008 № 012 изъятия вещей и документов, являвшихся предметами административного правонарушения, протоколом от 25.03.2008 № 12/1, объяснениями продавца магазина № 16 Алябиной Е.А., зафиксированных в акте проверки от 24.03.2008 № 012,   объяснениями председателя Совета Селижаровского райпо Орловой В.Г. от 25.03.2008, реестром документов от 25.03.2008.

Представление названных документов после проверки (на момент составления протокола об административном правонарушении) не освобождает общество от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Следовательно, в действиях Селижаровского райпо содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При этом состав вышеуказанного административного правонарушения является формальным и для его наличия не требуется наступления вредных последствий.

Ссылка общества на то, что нарушение законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции не влечет  угрозу охраняемым общественным отношениям, необоснованна.

В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004          № 10) малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, посягает на установленный порядок в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также правила разрешительной системы, поэтому его нельзя отнести к малозначительным правонарушениям.

То обстоятельство, что Селижаровское райпо ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, учтено инспекцией при назначении наказания в минимальном

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу n А44-110/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также