Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А13-11696/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 мая 2008 года

г. Вологда

Дело № А13-11696/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бараевой О.И.,

при участии от общества Навасардян А.Ю. по доверенности от 08.01.2008, от управления Хапулиной Т.Л. по доверенности от 23.01.2008 № 13-19/14, Лоховининой Н.А. по доверенности от 06.02.2008 № 13-19/15, Кургановой О.М. по доверенности от 06.05.2008 № 13-19/26,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 марта 2008 года по делу № А13-11696/2007 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Солдек» (далее - ЗАО «Солдек», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Вологодской области (далее - Россельхознадзор, управление), выражающихся в требовании при оформлении заявки на выдачу фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата указания в заявке в поле «Документ о происхождении груза» данных лесорубочного билета, предоставления копии лесорубочного билета и копии договора поставки пиловочника, из которого изготовлен экспортируемый груз.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2008 по делу А13-11696/2007 признаны не соответствующими Федеральному закону от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» и незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области, выражающиеся в требовании от ЗАО «Солдек» при оформлении заявки на выдачу фитосанитарного сертификата представлять копии лесорубочного билета. В остальной части заявленных требований отказано.

Суд обязал Россельхознадзор устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Солдек».

Россельхознадзор с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что истребование лесорубочного билета необходимо для осуществления мероприятий фитосанитарного контроля. К числу необходимых сведений, которые должен указывать заявитель, отнесены, в том  числе, и место происхождения груза, в данном случае местом происхождения экспортируемой древесины является место произрастания леса.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными управлением в ней доводами не согласно, просит решение суда оставить без изменения.

Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в разъяснение нормативной обоснованности при подаче заявки на выдачу фитосанитарного сертификата истребования от ЗАО «Солдек» копии лесорубочных билетов и договоров поставки пиловочника управление в своем ответе от 06.11.2007 № 04-17/3374 на письмо общества от 15.11.2007 № 1426 сообщило, что государственный инспектор управления при рассмотрении заявки на выдачу фитосанитарного сертификата вправе требовать копию лесорубочного билета как документированную информацию, касающуюся карантина растений.

Полагая, что действиями должностных лиц Россельхознадзора по на ЗАО «Солдек» возложены дополнительные обязанности по представлению документов и сведений, не предусмотренных действующим законодательством, и нарушены права в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции правомерно признал несоответствующими Федеральному закону от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) и незаконными требования управления, выражающиеся в требовании при оформлении заявки на выдачу фитосанитарного сертификата представления копии лесорубочного билета.

Апелляционная инстанция поддерживает вывода суда в связи со следующим.

Как правильно в своем решении указал суд первой инстанции, для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными в соответствии со статьей 198 АПК РФ необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьей 65 и 200 АПК РФ управление обязано подтвердить правильность и законность своего действия.

В обоснование своих требований Россельхознадзор сослался на порядок оформления и выдачи фитосанитарных сертификатов, регламентированный Федеральным законом № 99-ФЗ, приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов», Международные стандарты по фитосанитарным мерам МСФМ № 7 и МСФМ № 12.

По мнению Управления, в заявке должно быть указано место происхождения груза и документ о происхождении груза,  которым является лесорубочный билет, в связи с чем  необходимо его представление  в подтверждение сведений о происхождении груза.

Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный фитосанитарный контроль, установлены  статьей 16 Федерального   закона       № 99-ФЗ, из которой следует, что они в пределах своей компетенции имеют право, в том числе, получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан документированную информацию, касающуюся карантина растений.

В свою очередь, в силу статьи 11 Федерального закона № 99-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), обязаны:

выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 99-ФЗ ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.

Порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов (ФСС) и карантинных сертификатов (КС) на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 (далее - Порядок).

В силу пункта 9 Порядка Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора рассматривает заявки на выдачу ФСС и КС, оформленные согласно приложениям № 1 и 2 к настоящему Порядку соответственно.

В Приложении № 1 к Порядку определен образец заявки на выдачу фитосанитарного сертификата, в Приложении № 2 - образец заявки на выдачу карантинного сертификата. К числу необходимых сведений отнесены соответственно место происхождения груза, документ о происхождении груза.

Пунктом 10 Порядка установлено, что при принятии решения о выдаче ФСС и КС или об отказе в выдаче ФСС и КС Россельхознадзором или территориальным органом Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, с указанной заявкой рассматриваются следующие документы, необходимые для выдачи ФСС и КС:

1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

свидетельства о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу КС);

3) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований) (для получения ФСС);

4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).

Перечень документов, прилагаемых к заявке, является закрытым и не содержит обязанности заявителя представлять лесорубочный билет. Полномочия дополнять перечень требуемых при оформлении заявки на получение ФСС и КС документов у управления отсутствуют.

Статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области обеспечения карантина растений включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правила применения фитосанитарных мер установлены Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 6 декабря 1951 года) (далее – Конвенция), к которой Союз Советских Социалистических Республик присоединился 24 апреля 1956 года.

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (пункт 3 статьи 1).

Конвенцией оговорено, что фитосанитарные  меры должны  быть  технически обоснованы, прозрачны и применяться так, чтобы не допустить произвольной   или   неоправданной  дискриминации,   или   скрытых  ограничений, в особенности в международной торговле.

Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи IV Конвенции в ответственность официальной национальной организации  по карантину и защите растений входит выдача  сертификатов   на  грузы  растений,   растительные продукты  и  другие  подкарантинные  материалы  в  соответствии  с фитосанитарными  регламентациями  импортирующей стороны.

В силу подпункта «а» пункта 2 статьи V Конвенции фитосанитарные сертификаты должны  выдаваться должностными лицами, квалифицированными и  уполномоченными  на то  официальной национальной   организацией  по   карантину   и  защите   растений действовать от ее имени и  под ее контролем, при условии, что  эти лица обладают  такими  знаниями и  информацией, которые  позволяют административным  органам  импортирующих  Договаривающихся  Сторон принимать   такие    фитосанитарные    сертификаты   в    качестве заслуживающих доверия документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006        № 327 установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV Международной конвенции по карантину и защите растений, пересмотренный текст которой одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в ноябре 1997 ггода.

В соответствии с пунктом 1.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам (ISPM) № 12 «Руководство по фитосанитарным сертификатам» фитосанитарные сертификаты выдаются для свидетельствования того, что грузы растений, растительных продуктов или других подкарантинных материалов отвечают специфичным фитосанитарным импортным требованиям.

Импортирующие страны не должны требовать фитосанитарные сертификаты для растительных продуктов, которые прошли обработку таким образом, что потенциально не могут представлять риска интродукции регулируемых вредных организмов либо для других материалов, не требующих применения фитосанитарных мер.

В пункте 2.1 ISPM № 12 определено, что графа ФСС «Место происхождения» относится к месту(ам), где груз получает свой фитосанитарный статус, т.е. где он,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А05-9644/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также