Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А44-7/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 мая 2008 года г. Вологда Дело № А44-7/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., при участии от налогового органа Морозовой Е.В. по доверенности от 08.05.2008 № 2.4-01-8166, Семеновой Е.Л. по доверенности от 25.09.2007 № 2.4-01/1-23787, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 февраля 2008 года по делу № А44-7/2008 (судья Куропова Л.А.), у с т а н о в и л: предприниматель Колосов Александр Борисович обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточнив свои требования, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее – инспекция ФНС) о признании незаконным решения от 07.12.2007 № 2.12-06/39 в части непринятия расходов по оплате товаров, приобретенных у закрытого акционерного общества «Гамелия-М» (далее – ЗАО «Гамелия-М») и общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее – ООО «Фортуна»), и доначисления по этим основаниям налога на доходы физических лиц, единого социального налога, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу от 27.02.2008 требования предпринимателя удовлетворены. Признано незаконным оспариваемое решение инспекции ФНС в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 533 869 руб. 84 коп., пеней, начисленных на указанную сумму, штрафа в сумме 106 773 руб. 96 коп., единого социального налога в сумме 104 350 руб. 84 коп., пеней, начисленных на указанную сумму, и штрафа в размере 20 870 руб. 17. коп. С инспекции ФНС взыскана в пользу предпринимателя Колосова А.Б. сумма 100 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Инспекция ФНС с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на отсутствие документального подтверждения оспариваемых расходов по названным поставщикам в связи с отсутствием регистрации этих налогоплательщиков в Едином государственном реестре юридических лиц. Предприниматель Колосов А.Б. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения. Представители инспекции ФНС в судебном заседании 12.05.2008 поддержали доводы апелляционной жалобы. Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав представителей налогового органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Как следует из материалов дела, Колосов А.Б. зарегистрирован администрацией Великого Новгорода 19.09.2002 № АГН 23160 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, инспекцией МНС России по г. Великий Новгород в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23.12.2004 внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304532135800155. Инспекцией ФНС проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Колосова А.Б. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой оформлен акт от 12.11.2007 № 2.12-06/339. Заместитель руководителя инспекции ФНС, рассмотрев акт выездной налоговой проверки в присутствии предпринимателя Колосова А.Б., вынес решение от 07.12.2007 № 2.12-06/439 (т. 1, л. 5-16). Этим решением предприниматель Колосов А.Б. привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 130 878 руб. 56 коп., ему предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 654 392 руб. 88 коп., в том числе налог на доходы физических лиц – 543 382 руб. 67 коп., единый социальный налога – 111 010 руб. 21 коп., кроме того, за несвоевременную уплату налогов начислены пени – 144 986 руб. 56 коп. Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным. Признавая незаконным оспариваемое решение инспекции ФНС, суд первой инстанции пришел к выводу о документальном подтверждении произведенных предпринимателем расходов и представлении им необходимых документов, подтверждающих понесенные расходы по закупу товара – накладные, счета-фактуры, кассовые чеки. Как усматривается из материалов дела, согласно представленной за 2004 год предпринимателем Колосовым А.Б. декларации по налогу на доходы общая сумма его дохода составила 2 230 492 руб. 72 коп., общая сумма налоговых вычетов – 2 087 654 руб. 37 коп., сумма профессиональных налоговых вычетов – 2 085 654 руб. 37 коп., сумма стандартных налоговых вычетов – 2000 руб., сумма облагаемого дохода – 142 838 руб. 35 коп., общая сумма налога к уплате – 18 569 руб., сумма налога, уплаченная в виде авансовых платежей, – 19 500 руб., сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, – 931 руб. (т. 1, л. 140-142). Согласно представленной за 2005 год предпринимателем Колосовым А.Б. декларации по налогу на доходы общая сумма его дохода составила 2 381 931 руб. 02 коп., общая сумма налоговых вычетов – 2 219 465 руб. 04 коп., сумма профессиональных налоговых вычетов – 2 219 465 руб. 04 коп., сумма стандартных налоговых вычетов – 0,00 руб., сумма облагаемого дохода – 162 465 руб. 98 коп., общая сумма налога к уплате – 21 121 руб., сумма налога, уплаченная в виде авансовых платежей, – 27 854 руб., сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, – 6733 руб. (т. 2, л. 91-93). В решении инспекции отражено, что предпринимателем в нарушение пункта 1 статьи 221 НК РФ завышены профессиональные налоговые вычеты за 2004 год на 2 018 108 руб. 37 коп., составляющие, в том числе, затраты на закуп товаров у несуществующих поставщиков ЗАО «Гамелия-М» и ООО «Фортуна» в сумме 1 992 762 руб.77 коп. и расходы на ГСМ, не подтвержденные документально, – 25 345 руб. 60 коп. Налоговым органом сделан вывод о неправомерности включения в расходы 2 018 108 руб.37 коп. и, соответственно, заявленного стандартного налогового вычета за 5 месяцев 2004 года. По указанным основаниям инспекцией ФНС доначислен НДФЛ в сумме 262 614 руб., пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ – 52 522 руб.80 коп., ЕСН – 53 541 руб. 63 коп., пени, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В 2005 году налоговым органом не приняты в расходы по ЗАО «Гамелия-М» и ООО «Фортуна» затраты в сумме 2 099 463 руб.04 коп. и по ГСМ – 47 830 руб. По этим основаниям доначислен к уплате НДФЛ – 280 768 руб. 67 коп., пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ЕСН – 51 415 руб.16 коп., пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Предприниматель ссылается на документальное подтверждение затрат на закуп товаров по ЗАО «Гамелия-М» и ООО «Фортуна» в сумме 1 992 762 руб. 77 коп. и 2 099 463 руб. 04 коп. и считает необоснованным доначисление НДФЛ, ЕСН, пеней по этим налогам и привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа. Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ). В пункте 3 статьи 210 НК РФ указано, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ. В силу подпункта 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, принимаемых к вычету, определяемых налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы (затраты) должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), непосредственно связанные с извлечением доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Условием для включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что такие затраты фактически понесены. При этом должны приниматься во внимание представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат доказательства, которые подлежат правовой оценке в совокупности. В пункте 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 21.03.2001 № БГ-3-08/419, а также Порядка, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, установлено, что под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов. Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, на налоговый орган возложена обязанность доказать факт получения и размер вмененного предпринимателю дохода, а на предпринимателя – факт осуществления понесенных расходов и их размер. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) согласно статье 200 АПК РФ возлагается на соответствующий орган. В подтверждение произведенных расходов предпринимателем представлены документы, подтверждающие, по его мнению, понесенные расходы по закупу товара у ЗАО «Гамелия-М» и ООО «Фортуна»: накладные, счета-фактуры, кассовые чеки. Как указано в решении от 07.12.2007 № 2.12-06/39, выводы налогового органа о том, что представленные документы от лица несуществующих организаций содержат недостоверную информацию об адресе и ИНН продавца и грузоотправителя, основаны на протоколах осмотра от 04.10.2007, ответах Межрайонных инспекций ФНС № 10 и № 48 по г. Москве, ГУП Мосгор БТИ от 21.08.2007 № 3747. В решении также отражено, что организации не зарегистрированы в установленном порядке, отсутствуют в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В соответствии с имеющимися в материалах дела данными, предоставленными Межрайонными инспекциями ФНС № 10 и № 48 по г. Москве, организации с указанными ИНН на учете в этих налоговых органах не состоят (т. 1, л. 72, 84). Согласно данным технического учета ГУП Мосгор БТИ по г. Москве (письмо от 21.08.2007 № 3747) по адресу: Щелковское шоссе, д. 9 – находится 9-этажное жилое здание с нежилыми помещениями 1968 года постройки, общей площадью 11991,9 кв.м, право собственности на данное здание принадлежит ОАО «Агентство Оникс-Риелт»; по адресу: ул. Ульяновская, д. 87 – объект в архиве БТИ не учтен. В результате осмотра установлено следующее: по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 9 расположен жилой 9-этажный панельный дом, а также имеется одноэтажная нежилая пристройка, в которой осуществляют деятельность юридические лица. Часть помещений арендуют: ООО «Контика» под ресторан (более 7 лет), строительная компания «Алголь» под офис (более 10 лет), ООО «ЭкоТехПором» под бильярдный клуб и ООО «Экспресс-транзит» для розничной торговли продуктов питания. Офисных, складских, технических помещений ООО «Фортуна» не обнаружено (протокол осмотра от 04.10.2007); по адресу: г. Москва, ул. Ульяновская, д. 87 – здание с данным номером отсутствует. Улица Ульяновская заканчивается зданием под номером 57 (протокол осмотра от 04.10.2007). В суд апелляционной инстанции инспекцией ФНС представлен ее запрос и ответ на него Управления ФНС по Новгородской области от 06.05.2008 № 2.11.-35/41820, согласно которому по организациям ЗАО «Гамелия-М» (ИНН 7710004365) и ООО «Фортуна» (ИНН 7748563842) базы данных федерального уровня ЕГРН и ЕГРЮЛ не содержат. При этом ИНН 7710004365 является фиктивным, так как его структура не соответствует требованиям нормативных документов Федеральной налоговой службы России. В объяснительной от 02.05.2007 предприниматель ссылается на приобретение товара по простой форме сделки, указывая, что данный товар приобретался на рынках, договоры не заключались, счета-фактуры и чеки он получал на месте, товар Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А05-12437/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|