Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А05-61/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 15 мая 2008 года г. Вологда Дело № А05-61/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И., при участии от налоговой инспекции Шаховой Л.А. по доверенности от 30.01.2008 № 03-08б/00954, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2008 года (судья Крылов В.А.),
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Ватамановская» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговая инспекция) о признании частично незаконным решения от 14.12.2007 № 793. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2008 года по делу № А05-61/2008 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным решения от 14.12.2007 № 793 в части взыскания лесных податей в сумме 206 337 руб. 87 коп., пеней по лесным податям – 18 226 руб. 65 коп., земельного налога – 431 руб. 41 коп., пеней по земельному налогу в сумме 1554 руб. 41 коп. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (далее – Закон № 173-ФЗ) и Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Закон № 174-ФЗ) платежи за пользование лесным фондом с 01.01.2005 закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства. Указывает, что совместным приказом Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной налоговой службы № 340/САЭ-3-21/869@ «Об утверждении Порядка передачи организациями, находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, в налоговые органы информации о платежах за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, уплаченных после 01 января 2005 года по обязательствам, возникшим до 01 января 2005 года» (далее – приказ № 340/САЭ-3-21/869@) не установлено положений, предусматривающих возможность взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков в бесспорном порядке платежей за пользование лесным фондом по обязательствам, возникшим до 01.01.2005. Полагает, что с учетом изложенного у налоговой инспекции отсутствовали основания для администрирования указанных платежей и принятия всех необходимых мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). Ссылается на то, что о наличии задолженности по лесным податям налоговая инспекция узнала только в феврале 2007 года в момент передачи ей сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2005. По мнению налоговой инспекции исчисление сроков, предусмотренных статьями 46, 47, 70 НК РФ должно производиться с момента установления задолженности по лесным податям. Указывает, что в период с 10.12.2005 по настоящее время общество не заявляло земельный налог к уплате, не представляло расчеты по земельному налогу и не производило его уплату. По указанным обстоятельствам на 01.01.2006 и на момент проведения сверки расчетов по земельному налогу по лицевому счету налогоплательщика числилась переплаты в сумме 16 678 руб. 49 коп. Общество в отзыве на апелляционную жалобу налоговой инспекции просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя налоговой инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, обществу направлено требование от 05.05.2007 № 4571, согласно которому заявителю предложено в срок до 20.05.2007 добровольно уплатить недоимку по лесные податям, в том числе за ноябрь – декабрь 2004 года и начисленные на нее пени (том 1, листы 18, 19). Согласно требованию от 18.09.2007 № 9186 обществу предложено в срок до 08.10.2007 добровольно погасить задолженность по земельному налогу за 2005 год и начисленным на нее пеням (том 2, листы 37, 38). В связи с тем, что данные требования не исполнены обществом в указанный в нем срок в добровольном порядке и отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счетах предприятия, налоговой инспекцией принято решение от 14.12.2007 № 793 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (том 1, листы 10, 11). В соответствии с указанным решением налоговой инспекцией принято постановление от 14.12.2007 № 774 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (том 1, листы 102, 103). В связи с исключением из постановления № 744 лесных податей в сумме 81 770 руб. 60 коп. и пеней в сумме 9655 руб. 09 коп. (по причине включения указанных сумм ранее в постановление от 06.12.2004 № 40) налоговой инспекцией 21.12.2007 принято уточнение к постановлению № 774, согласно которому с заявителя подлежат взысканию: лесные подати по обязательствам, возникшим до 01.01.2005, в сумме 124 567 руб. 27 коп., пени по лесным обязательствам, возникшим до 01.01.2005, в сумме 755 руб. 18 коп., земельный налог по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, в сумме 431 руб. 41 коп. и пени в размере 101 руб. 87 коп. (том 1, листы 108 – 110). Общество с решением от 14.12.2007 № 793 частично не согласилось и обратилось в арбитражный суд с данным заявлением. Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования по следующим основаниям. В соответствии со статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) (в редакции Федеральных законов 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.12.2003 № 171-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ) лесопользование в Российской Федерации является платным. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов (статьи 103, 104 ЛК РФ). В силу положений, установленных статьей 106 ЛК РФ, распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производятся в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что лесные подати соответствует понятию сбора, сформулированному в пункте 2 статьи 8 НК РФ, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Соответственно, при взыскании задолженности по лесным податям в бесспорном порядке налоговый орган обязан соблюдать нормы налогового законодательства. В соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса. В силу положений, установленных пунктом 7 статьи 46 НК РФ, взыскание задолженности налогоплательщика может производиться налоговым органом за счет его имущества при условии недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика. При этом статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 НК РФ, так же как и в статье 46 НК РФ, установлены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскивать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Общий срок на принудительное взыскание налога и пеней складывается из сроков, установленных статьей 70 НК РФ, срока, установленного требованием об уплате налога и пеней, и срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ. Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный статьей 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 НК РФ. Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 № 10353/05. Как указано в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 № 4618/07, срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику согласно правилам статьи 70 НК РФ. Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (в редакции федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007 г.). При определении предельных сроков выставления требования об уплате налога и взыскания задолженности по налогам и пеням суд учитывает совокупность сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ, а также статьей 47 НК РФ, подлежащей применению в отношении организаций в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно статье 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пеней. Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, для взыскания задолженности в бесспорном порядке. Поскольку пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство неразрывно связано с главным. Следовательно, в случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить нормам Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного требование об уплате лесных податей за 2004 год по сроку уплаты не позднее 15.11.2004 должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 15.02.2005, по сроку уплаты 15.12.2004 – не позднее 15.03.2005. В данном случае требование от 05.05.2007 № 4571, которым обществу предложено уплатить недоимку по лесные податям, в том числе за ноябрь – декабрь 2004 года и начисленные на нее пени, и требование от 18.09.2007 № 9186, которым предложено погасить задолженность по земельному налогу за 2005 год и начисленные на нее пени направлены обществу по истечении установленных сроков (том 1, листы 18, 19; том 2, листы 37, 38). Таким образом, решение 14.12.2007 № 793 в отношении взыскания лесных податей и земельного налога, обязанность по уплате которых у общества возникла в 2004 – 2005 годах, принято налоговым органом по истечении срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ. С учетом вышеприведенных норм НК РФ истечение установленных пунктом 3 статьи 46 НК РФ сроков Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А13-4582/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|