Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу n А66-5229/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 ноября 2007 года                   г. Вологда                       Дело № А66-5229/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,   рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2007 года (судья Бажан О.М.) по делу № А66-5229/2007 по заявлению Торжокского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Тверской области о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2007 № 3222,

при участии от административного органа Орловой Е.В. по доверенности от 03.09.2007, Беляевой О.Ю. по доверенности от 31.10.2007,

у с т а н о в и л:

Торжокское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – Управление Роспотребнадзора) от 13.07.2007 № 3222 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7, частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 10.09.2007 заявленные требования предприятия удовлетворены. Оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора признано незаконным и отменено.

Управление Роспотребнадзора с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права при его принятии, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что предприятие правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ за указание недостоверных сведений в квитанциях об организации-исполнителе услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, о наименовании услуг, об их цене. По мнению административного органа, действия МУП «Водоканал», выразившиеся в нарушении прав потребителей на достоверную информацию, привели к их обману в виде намеренного введения в заблуждение относительно исполнителя услуг, наименования услуг, цены услуг. В связи с чем считает правомерным привлечение предприятия к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ.

МУП «Водоканал» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав представителей Управления «Роспотребнадзора, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, специалистами Управления Роспотребнадзора в период с 28.06.2007 по 05.07.2007 проведены мероприятия по контролю за исполнением МУП «Водоканал» обязательных требований Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, по результатам которых составлен акт от 05.07.2007.

В ходе проверки установлено, что МУП «Водоканал» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по оказанию услуг на водоснабжение и водоотведение юридическим и физиче­ским лицам. Договоры с гражданами, проживающими в многоквартирных муниципальных домах, управляющими компаниями на оказание таких услуг не заключены, но предприятием оказываются эти услуги данным гражданам. По догово­ру поручения комитет по управлению имуществом г. Торжка поручил МУП «Водоканал» предостав­лять коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в казне муниципального образования, а также выполнять действия по начислению, обработке, сбору платежей за оказанные услуги.

В соответствии с данным поручением предприятием выписыва­лись гражданам квитанции на оплату. По мнению проверяющих, предприятием допускается нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об ис­полнителе услуги, потребители вводятся в заблуждение относительно цены и наименования услуг.

В связи с указанными обстоятельствами ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора в присутствии директора предприятия Шимчина В.З. составлен протокол об административном правонарушении от 05.07.2007, в котором допущенные нарушения квалифицированы по статье 14.7, части 1статьи 14.8 КоАП РФ.

Административный орган пришел к выводу о нарушении предприятием статьи 8 Федерального закона от 07.02.2007 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), пунктов 4, 38, 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении       № 324/262 в отношении МУП «Водоканал», принял постановление от 13.07.2007 № 3222. Этим постановлением предприятие с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ привлечено к административной ответствен­ности, предусмотренной статьей 14.7 и частью 1 статьей 14.8 КоАП РФ, в виде взыскания 10 000 рублей штрафа.

МУП «Водоканал» не согласилось с названным постановлением и оспорило его в судебном порядке.

Обжалуемое решение суда мотивировано отсутствием в действиях предприятия состава вмененных ему в вину административных правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьями 14.4-14.8, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители; начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет Роспотребнадзор.

Согласно пункту 4 названного Положения Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Оспариваемое постановление от имени Управления Роспотребнадзора   по Тверской области вынесено заместителем начальника Управления Выскубовым А.Ф., то есть полномочным органом с соблюдением положений части 2 статьи 23.49 КоАП РФ относительно должностного лица, имеющего право рассматривать дела об административных правонарушениях от его имени.

В силу статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 данного Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).

В соответствии со статьей 8 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать представления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров и выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В указанных Правилах используются следующие определения, в частности, «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

В силу пункта 4 указанных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Правил в платежном документе указываются, в числе других сведений: б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.94 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.11.2000 № 32) законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, в силу пункта 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу n А44-569/2006. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также