Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А05-7700/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 апреля 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-7700/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года.

В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я., Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновской А.А.,

при участии от муниципального учреждения здравоохранения «Первая городская клиническая больница» Юринского Е.А. по доверенности от 26.09.2007, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Харичевой А.Н. по доверенности от 29.05.2007, от Министерства финансов Российской Федерации Фарбер С.Г. по доверенности от 10.01.2008, от Департамента финансов Архангельской области Пономарева С.В. по доверенности от 14.01.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2007 года по делу № А05-7700/2007 (судья Антонова Н.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

муниципальное учреждение здравоохранения «Первая городская клиническая больница» (далее – Больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – ГУ МЧС России по Архангельской области) о взыскании 77 966 руб. долга за оказанные сотрудникам МЧС медицинские услуги в рамках договора на оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС от 31 июля 2005 года за период с августа 2005 года по сентябрь 2006 года, указав в качестве третьих лиц государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы № 3 государственной противопожарной службы МЧС России по охране г. Архангельска» (далее – ГУ «Отряд № 3»), государственное учреждение «Архангельская областная служба спасения» (далее – ГУ «Архангельская областная служба спасения»).

Определением суда от 23 августа 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное учреждение «Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области» (далее – ОГУ «УГППС»).

Определением суда от 11 сентября 2007 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ГУ «Отряд № 3», которое исключено из числа третьих лиц.

Определением суда от 27 сентября 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области.

Определением суда от 14 ноября 2007 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС), Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области (далее – Департамент финансов), которые исключены из числа третьих лиц.

В судебном заседании 27 сентября 2007 года на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец уменьшил сумму иска до 71 806 руб. в связи с исключением стоимости услуг, оказанных сотруднику ГУ «Архангельская областная служба спасения» Рассамахе А.В.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2007 года исковые требования удовлетворены. С Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу Больницы взыскано 71 806 руб. расходов на оказание медицинской помощи, 2654 руб. 18 коп. расходов по госпошлине. Больнице из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 184 руб. 80 коп. В иске к ГУ МЧС России по Архангельской области, ГУ «Отряд № 3», Минфину РФ и МЧС отказано.

Департамент финансов с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения исковых требований за счет средств Архангельской области, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что истец заявил требования о взыскании задолженности, образовавшейся вследствие неисполнения первым ответчиком условий договора на оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС от 31 июля 2005 года. Податель жалобы не является участником этого договора, поэтому в силу статей 307 – 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не может нести ответственность за его неисполнение. В судебном заседании представитель Департамента финансов доводы жалобы поддержал.

ГУ МЧС России по Архангельской области, Минфин РФ в отзывах на жалобу и представители в судебном заседании против ее доводов возражали.

ОГУ «УГППС» в отзыве на апелляционную жалобу поддержало изложенные в ней доводы, дополнительно указав, что расходование средств областного бюджета на оплату медицинских услуг, оказанных сотрудникам МЧС, действующим законодательством не предусмотрено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. МЧС, ГУ «Отряд № 3»,              ОГУ «УГППС», ГУ «Архангельская областная служба спасения» представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав представителей Больницы, Департамента финансов, Минфина РФ, ГУ МЧС России по Архангельской области, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в период с августа 2005 года по сентябрь 2006 года истец оказал медицинскую помощь работникам ГУ «Отряд № 3»: Опарину О.А., Абрамову А.Н., Деркачу И.М., Дагаеву СВ., Кардашу А.Л., Грибань В.Н., Степановой Г.С, Беляеву Д.ГГ., Кислякову С.А., Сухопарову В.П. – на общую сумму 71 806 руб. Факт предоставления услуг, их стоимость подтверждаются копиями медицинских карт, приказами по утверждению тарифов на медицинские услуги в 2005 – 2006 годах и ответчиками не оспариваются.

Полагая, что расходы по лечению указанных сотрудников подлежат возмещению на основании договора от 31 июля 2005 года «На оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС» за счет ГУ МЧС России по Архангельской области, истец обратился к последнему с требованием об их взыскании. С согласия истца к участию в деле в качестве одного из ответчиков привлечена Архангельская область в лице Департамента финансов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск за счет казны субъекта Российской Федерации – Архангельской области, пришел к следующим выводам.

ГУ «Отряд № 3» создано во исполнение договора от 13 июля 2001 года № 139/07-1 «О создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской  Федерации в Архангельской области», заключенного ОГУ «УГППС» и администрацией Архангельской области на трехлетний срок с условием пролонгации (т. 2, л. 66-68).

Основанием заключения указанного договора является постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 103 «О территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России». В нем предусмотрено, что договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы МВД России и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Государственная противопожарная служба включает в себя: федеральный орган управления; пожарно-технические, научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные подразделения и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.

Территориальные органы Управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются самостоятельными оперативными     структурными     подразделениями     министерств     (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.

Статьей 10 Закона о пожарной безопасности (в редакции действовавшей в 2005 – 2006 годах) установлено, что финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров) осуществляется за счет средств  федерального бюджета. Территориальные подразделения, созданные Государственной противопожарной службой на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

Во исполнение указанных нормативных актов ОГУ «УГППС»  от имени ГУ «Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и администрация Архангельской области заключили договор.

Согласно пункту 1.1 договора орган управления Государственной противопожарной службы обязался создать, а администрация Архангельской области – финансировать за счет средств областного бюджета органы управления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Архангельской области. В соответствии с пунктом 6 договора администрация Архангельской области обязана обеспечивать гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Архангельской области.

Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В состав МЧС включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

В связи с реорганизацией ГУ МЧС по Архангельской области дополнительным соглашением от 04 апреля 2005 года к договору № 39/7-01 взяло на себя обязательства, принятые в рамках договора УГПС УВД Архангельской области, кроме того, стороны продлили действие договора до 1 января 2009 года (т. 2, л. 69).

Приказом МЧС России от 06 августа 2004 года № 372 утверждено Положение о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – Положение).

Согласно пункту 3 данного Положения Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Главное управление осуществляет в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 8).

После создания Главного управления МЧС России по Архангельской области территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Архангельской области перешли в его ведение в связи с перераспределением государственных полномочий по управлению указанными подразделениями.

Согласно статье 5 Закона о пожарной безопасности (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 10 Закона о пожарной безопасности (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А05-12741/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также