Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А05-11564/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 апреля 2008 года г. Вологда Дело № А05-11564/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А., при участии от Администрации Архангельской области Косцова О.В. по доверенности от 27.12.2007 № 06-19/206, от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Попова С.В. по доверенности от 09.01.2008 № 1, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 февраля 2008 года по делу № А05-11564/2007 (судья Шадрина Е.Н.), у с т а н о в и л:
Администрация Архангельской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее – фонд, АОФОМС) о признании недействительными решения от 07.11.2007 № 1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 2001-2004 годы, требования № 1 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по состоянию на 07.11.2007. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.2008 по делу № А05-11564/2007 признаны недействительными решение фонда от 07.11.2007 № 1 в части взыскания с администрации и предложения ей уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 23 939 540 рублей и пеней за их несвоевременную уплату в сумме 4 935 276 рублей 38 копеек; требование фонда № 1 по состоянию на 07.11.2007 в части возложения обязанности уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы в сумме 23 939 540 рублей и пеней за их несвоевременную уплату в сумме 4 935 276 рублей 38 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Администрация в отказанной части с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции в указанной части его отменить, требования фонда удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильный размер пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год; нарушение порядка проведения выездной налоговой проверки. Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, одновременно сообщив, что по уточненному расчету сумма пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год, составила 3 511 295 рублей 61 копейку. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение суда – частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как видно из материалов дела, на основании решения исполнительного директора АОФОМС от 19.10.2007 № 2 фондом проведена проверка своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) неработающего населения в территориальный фонд ОМС за период с 01.01.2001 по 31.12.2004, по результатам которой составлен акт от 19.10.2007 № 2. В названном акте указано, что в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения по состоянию на 31.12.2004 составила 448 638 000 рублей, перечислены страховые взносы на ОМС неработающего населения в сумме 414 891 407 рублей; сумма недоимки составила 33 746 593 рубля, в том числе за 2004 год – 9 807 053 рубля; начислены пени в общей сумме 12 397 697 рублей 31 копейки, в том числе на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек. Рассмотрев акт 19.10.2007 № 2, исполнительный директор фонда принял решение от 07.11.2007 № 1 о предложении администрации уплатить недоимку по страховым взносам на ОМС неработающего населения в сумме 33 746 593 рублей, пени за их несвоевременную уплату в сумме 12 397 697 рублей 31 копейки. Во исполнение названного решения администрации направлено требование № 1 по состоянию на 07.11.2007, которым предложено в срок до 23.11.2007 уплатить недоимку по страховым взносам за 2001-2004 годы в общей сумме 33 746 593 рублей, в том числе за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей, пени в общей сумме 12 397 697 рублей 31 копейки, в том числе начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статьей 17 вышеуказанного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее – Положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС). В силу пункта 8 вышеуказанного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Учет страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Согласно пункту 11 Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. На основании изложенного взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения должно производится по правилам НК РФ, установленным для плательщиков налогов. Вышеуказанным Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может проводится проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства. В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Решение о проведении выездной проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2004 вынесено фондом 19.10.2007, следовательно, в данном случае проверка своевременности и полноты перечисления администрацией страховых взносов могла проводиться только за 2004 год. В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. В связи с тем, что на момент проверки задолженность по страховым взносам за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей администрацией не уплачена, решение от 07.11.2007 № 1 и требование фонда № 1 по состоянию на 07.11.2007 в указанной части являются правомерными. Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ). В решении от 07.11.2007 № 1 и требовании № 1 по состоянию на 07.11.2007 указано, что на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей начислены пени в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек. Однако указанная сумма пеней начислена на недоимку по страховым взносам за 2001-2004 годы. В суд апелляционной инстанции представлены подписанный сторонами 09.04.2008 акт сверки расчетов своевременности и полноты перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2004 год, расчеты начисления пеней за несвоевременное перечисление средств плательщиком взносов на ОМС неработающего населения администрации за 1-4 кварталы 2004 года; лицевые счета плательщика взносов на ОМС неработающего населения администрации за 1-4 кварталы 2004 года. Из названных документов следует, что сумма пеней, начисленных за несвоевременное перечисление страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2004 год, составила 3 511 295 рублей 61 копейку. Таким образом, поскольку проверка своевременности и полноты перечисления администрацией страховых взносов могла проводиться только за 2004 год, правомерным является только начисление пеней в сумме 3 511 295 рублей 61 копейки на недоимку 2004 года в сумме 9 807 053 рублей. Следовательно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.2008 в части отказа в признании недействительными решения от 07.11.2007 № 1, требования фонда № 1 по состоянию на 07.11.2007 по эпизоду, связанному со взысканием пеней в сумме 3 951 125 рублей 32 копеек, начисленной на недоимку по страховым взносам на ОМС неработающего населения за 2001-2003 годы, подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. По доводам администрации о нарушении порядка проведения проверки следует отметить следующее. Как видно из материалов дела, что фонд неоднократно обращался в администрацию с просьбой о согласовании даты проведения проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2004, о чем свидетельствуют письма от 29.03.2007 № 796/01-03, от 24.04.2007 № 1030/01-08, от 31.07.2007 № 1910/01-03, от 02.10.2007 № 2294/01-03. В письмах администрации от 13.04.2007 № 06-55/14, от 04.05.2007 № 06-19/78, от 11.10.2007 № 06-55/38 фонду предложено уточнить проверяемый период. Данные письма, как указано в отзыве на апелляционную жалобу от 31.09.2008 № 619/01-08, расценены фондом как фактический отказ в допуске к проведению проверки. В связи с этим, и руководствуясь пунктом 3 статьи 91 НК РФ, фондом самостоятельно проведена проверка на основе имеющихся у него сведений о налогоплательщике. По мнению администрации, в случае воспрепятствования доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию налогоплательщика, составляется акт, подписываемый должностными лицами и налогоплательщиком. Только на основании указанного акта фонд вправе самостоятельно определить суммы страховых взносов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. В связи с тем, что фондом названный акт не составлялся, отсутствовали правовые основания на определения сумм страховых взносов, подлежащих уплате администрацией. Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Действительно, акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц органа, проводящего проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица фондом не составлялся. Вместе с тем из вышеуказанных норм НК РФ следует, что отсутствие доступа на территорию налогоплательщика не является препятствием для проведения выездной налоговой проверки, так как проверяющий орган в данном случае не лишен возможности определить сумму налогового обязательства на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что фактически выездная налоговая проверка фондом не проводилась, о чем свидетельствуют следующие факты: Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А13-7524/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|