Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А05-11564/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17  апреля  2008 года                     г. Вологда                    Дело № А05-11564/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от Администрации Архангельской области Косцова О.В. по доверенности от 27.12.2007 № 06-19/206, от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Попова С.В. по доверенности от 09.01.2008 № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 февраля 2008 года по делу № А05-11564/2007 (судья Шадрина Е.Н.),

у с т а н о в и л:

 

Администрация Архангельской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее – фонд, АОФОМС) о признании недействительными решения от 07.11.2007 № 1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 2001-2004 годы, требования № 1 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по состоянию на 07.11.2007.

Решением  Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.2008            по делу № А05-11564/2007 признаны недействительными решение фонда от 07.11.2007 № 1 в части взыскания с администрации и предложения ей уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 23 939 540 рублей и пеней за их несвоевременную уплату в сумме 4 935 276 рублей 38 копеек; требование фонда № 1  по состоянию на 07.11.2007 в части возложения обязанности уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы в сумме 23 939 540 рублей и пеней за их несвоевременную уплату в сумме 4 935 276 рублей 38 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Администрация в отказанной части с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции в указанной части его отменить, требования фонда удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильный размер пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год; нарушение порядка проведения выездной налоговой проверки.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, одновременно сообщив, что по уточненному расчету сумма пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год, составила 3 511 295 рублей 61 копейку.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение суда – частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как видно из материалов дела, на основании решения исполнительного директора АОФОМС от 19.10.2007 № 2 фондом проведена проверка своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) неработающего населения в территориальный фонд ОМС за период с 01.01.2001 по 31.12.2004, по результатам которой составлен акт от 19.10.2007 № 2.

В названном акте указано, что в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения по состоянию на 31.12.2004 составила 448 638 000 рублей, перечислены страховые взносы на ОМС неработающего населения в сумме 414 891 407 рублей; сумма недоимки составила 33 746 593 рубля, в том числе за 2004 год – 9 807 053 рубля; начислены пени в общей сумме 12 397 697 рублей 31 копейки, в том числе на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек.

Рассмотрев акт 19.10.2007 № 2, исполнительный директор фонда принял решение от 07.11.2007 № 1 о предложении администрации уплатить недоимку по страховым взносам на ОМС неработающего населения в сумме 33 746 593 рублей, пени за их несвоевременную уплату в сумме 12 397 697 рублей 31 копейки.

Во исполнение названного решения администрации направлено требование № 1 по состоянию на 07.11.2007, которым предложено в срок до 23.11.2007 уплатить недоимку по страховым взносам за 2001-2004 годы в общей сумме 33 746 593 рублей, в том числе за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей, пени в общей сумме 12 397 697 рублей 31 копейки, в том числе начисленных на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции  Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно статьей 17 вышеуказанного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее – Положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС).

В силу пункта 8 вышеуказанного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Учет страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.

На основании изложенного взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения должно производится по правилам НК РФ, установленным для плательщиков налогов.

Вышеуказанным Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может проводится проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Решение о проведении выездной проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2004 вынесено фондом 19.10.2007, следовательно, в данном случае проверка своевременности и полноты перечисления администрацией страховых взносов могла проводиться только за 2004 год.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

В связи с тем, что на момент проверки задолженность по страховым взносам за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей администрацией не уплачена, решение от 07.11.2007 № 1 и требование фонда № 1 по состоянию на 07.11.2007 в указанной части являются правомерными.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

В решении от 07.11.2007 № 1 и требовании № 1 по состоянию на 07.11.2007 указано, что на недоимку по страховым взносам за 2004 год в сумме 9 807 053 рублей начислены пени в сумме 7 462 420 рублей 93 копеек.

Однако указанная сумма пеней начислена на недоимку по страховым взносам за 2001-2004 годы.

В суд апелляционной инстанции представлены подписанный сторонами 09.04.2008 акт сверки расчетов своевременности и полноты перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2004 год, расчеты начисления пеней за несвоевременное перечисление средств плательщиком взносов на ОМС неработающего населения администрации за 1-4 кварталы 2004 года; лицевые счета плательщика взносов на ОМС неработающего населения администрации за 1-4 кварталы 2004 года.  Из названных документов следует, что сумма пеней, начисленных за несвоевременное перечисление страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2004 год, составила 3 511 295 рублей 61 копейку.

Таким образом, поскольку проверка своевременности и полноты перечисления администрацией страховых взносов могла проводиться только за 2004 год, правомерным является только начисление пеней в сумме 3 511 295 рублей 61 копейки на недоимку 2004 года в сумме  9 807 053 рублей.

Следовательно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.02.2008 в части отказа в признании недействительными решения от 07.11.2007 № 1, требования фонда № 1 по состоянию на 07.11.2007 по эпизоду, связанному со взысканием пеней в сумме 3 951 125 рублей 32 копеек, начисленной на недоимку по страховым взносам на ОМС неработающего населения за 2001-2003 годы, подлежит отмене в  связи с неправильным применением норм материального права.

По доводам администрации о нарушении порядка проведения проверки следует отметить следующее.

Как видно из материалов дела, что фонд неоднократно обращался в администрацию с просьбой о согласовании даты проведения проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2004, о чем свидетельствуют письма от 29.03.2007 № 796/01-03, от 24.04.2007 № 1030/01-08, от 31.07.2007 № 1910/01-03, от 02.10.2007 № 2294/01-03.

В письмах администрации от 13.04.2007 № 06-55/14, от 04.05.2007 № 06-19/78, от 11.10.2007 № 06-55/38 фонду предложено уточнить проверяемый период.

Данные письма, как указано в отзыве на апелляционную жалобу от  31.09.2008 № 619/01-08, расценены фондом как фактический отказ в допуске к проведению проверки. В связи с этим, и руководствуясь пунктом 3 статьи 91 НК РФ, фондом самостоятельно проведена проверка на основе имеющихся у него сведений о налогоплательщике.

По мнению администрации, в случае воспрепятствования доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию налогоплательщика, составляется акт, подписываемый должностными лицами и налогоплательщиком. Только на основании указанного акта фонд вправе самостоятельно определить суммы страховых взносов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. В связи с тем, что фондом названный акт не составлялся, отсутствовали правовые основания на определения сумм страховых взносов, подлежащих уплате администрацией.

Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (пункт 3 статьи 91 НК РФ).

Действительно, акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц органа, проводящего проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица фондом не составлялся.

Вместе с тем из вышеуказанных норм НК РФ следует, что отсутствие доступа на территорию налогоплательщика не является препятствием для проведения выездной налоговой проверки, так как проверяющий орган в данном случае не лишен возможности определить сумму налогового обязательства на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что фактически выездная налоговая проверка фондом не проводилась, о чем свидетельствуют следующие факты:

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу n А13-7524/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также