Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А05-12673/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 марта 2008 года                      г. Вологда                   Дело № А05-12673/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2008 по делу № А05-12673/2007 (судья Сметанин К.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

товарищество собственников жилья «Выучейского 16» (далее – ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – УФАС, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении лиц, разместивших рекламные конструкции на фасаде дома № 16 по ул. Выучейского в г. Архангельске без разрешения на размещение рекламы, выданного мэрией г. Архангельска (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2008 по делу № А05-12673/2007 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным как не соответствующее нормам Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) бездействие управления по отказу в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании заявления ТСЖ о фактах размещения рекламных конструкций на фасаде дома без разрешения органа местного самоуправления. Тем же решением суда на управление возложена обязанность в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; взысканы с управления в пользу ТСЖ расходы по госпошлине в сумме 2000 руб., уплаченной в федеральный бюджет по платежному поручению от 28.11.2007 № 137. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2008 по делу № А05-12673/2007 заявителю разъяснено, что управлению в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу надлежит разрешить вопрос о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе по факту размещения рекламных конструкций на фасаде дома № 16 по ул. Выучейского в г. Архангельске.

Управление с решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2008 по делу № А05-12673/2007 не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований ТСЖ отказать. В жалобе ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что возбуждение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части размещения рекламных конструкций без разрешения органа местного самоуправления, а также его рассмотрение и выдача соответствующего предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе относятся к компетенции органов местного самоуправления, а не управления. Считает, что Законом о рекламе не установлена ответственность за данные нарушения.

ТСЖ в отзыве отклонило доводы и требования управления, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда от 24.01.2008 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу управления – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. От ТСЖ поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу управления подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ТСЖ обратилось в управление с заявлением от 18.09.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поступившее 24.09.2007. В данном заявлении ТСЖ указало, что является законным представителем собственников жилых помещений дома № 16 по ул. Выучейского в г. Архангельске, на фасаде которого собственники и арендаторы нежилых помещений разместили рекламные конструкции, не имея  согласно сообщению Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска, действительных разрешений на размещение наружной рекламы. В связи с этим посчитало, что реклама размещена с нарушением положений статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев данное заявление,  заместитель руководителя управления  04.10.2007 вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В управление 19.11.2007 от ТСЖ вновь поступило заявление, в котором оно просит вынести  в адрес предпринимателей и юридических лиц, указанных в нем, предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, выражающихся в распространении рекламы с помощью рекламных конструкций, установленных на фасадах дома № 16 по улице Выучейского в г. Архангельске, без наличия разрешения на рекламу, выданного мэрией г. Архангельска и обязать этих лиц представить в УФАС по Архангельской области данное разрешение на размещение рекламы.

И.О. руководителя управления письмом от 26.11.2007 № 03-12/3175 уведомил ТСЖ о том, что рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольных органов, основания для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют. В обоснование управление сослалось на то, что вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; ответственность указанных лиц за нарушение требований рекламного законодательства в части самовольной установки рекламных конструкций не предусмотрена статьей 38 Закона о рекламе; выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относится к компетенции органа местного самоуправления.

Считая, что управление правомочно решать вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд указал, что при наличии нарушений законодательства о рекламе, выразившихся в установке рекламораспространителем рекламной конструкции без разрешения соответствующего органа местного самоуправления, антимонопольный орган вправе возбудить дело о нарушении законодательства о рекламе. В связи с этим пришел к выводу о несостоятельности довода управления о том, что возбуждение дела о нарушении законодательства о рекламе по основаниям, указанным в заявлении ТСЖ, не относится к его компетенции, и признал оспариваемое бездействие управления незаконным и нарушающим  права   ТСЖ.

Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Из имеющихся в материалах дела заявлений, поданных в управление, усматривается, что ТСЖ обжалует действия лиц по размещению рекламных конструкций на фасаде дома № 16 по ул. Выучейского в г. Архангельске без разрешения на размещение рекламы, выданного мэрией г. Архангельска. При этом в отношении самой рекламы, размещенной на этих конструкциях, ТСЖ никаких нарушений не приводит.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;  возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе: выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьей 36 Закона о рекламе  предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Полномочия территориального антимонопольного органа определены Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 15.12.2006 № 324 (далее – Положение).

Согласно пункту 4.1.1 Положения территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) территориальный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Пунктом 4.5.1 Положения предусмотрено право территориального органа выдавать предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

Территориальный орган имеет право: рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе; принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации: рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям (пункт 5.1 Положения); применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа (пункт 5.2 Положения); в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы (пункт 5.8 Положения); издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции территориального органа вопросам, в том числе приказы, определения, решения, предписания, постановления в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе, а также законодательством об административных правонарушениях (пункт 5.11 Положения).

Из приведенных положений следует, что территориальный орган имеет право осуществлять не любые полномочия по соблюдению законодательства о рекламе, а только в пределах его компетенции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 36 Закона о рекламе определено, что рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), которые устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 2 Правил дела возбуждаются и рассматриваются: по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 Закона о рекламе даны основные понятия, согласно которым реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В статье 5 Закона о рекламе отражены общие требования к рекламе, определены случаи, когда реклама признается недобросовестной, недостоверной. Пункт 11 статьи 5 Закона о рекламе предусматривает, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. То есть этот пункт содержит общее требование к соблюдению смежных законов, нормы которых дополняют или иным образом соприкасаются с Законом  о рекламе, поэтому ссылка заявителя на данный пункт несостоятельна.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1). Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А44-78/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также