Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А42-4694/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 февраля 2013 года

Дело №А42-4694/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена     13 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Абакумовой И.Д.

судей  Савицкой И.Г., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Комитета по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 24.10.2012 по делу № А42-4694/2012 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое

по заявлению Комитета по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска

к Управлению ГИБДД УВД по Мурманской области

об оспаривании постановления

установил:

       Комитет  по  развитию  городского  хозяйства  администрации  города Мурманска  (место  нахождения:  183038,  г.Мурманск,  ул.Профсоюзов,  д.20; ОГРН  1055100224519;  далее  –  Комитет)  обратился  в  Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением к Управлению Государственной инспекции  безопасности  дорожного  движения  Управления  Министерства внутренних  дел  Российской  Федерации  по  Мурманской  области  (место нахождения:  183038,  г.Мурманск,  ул.Карла  Либкнехта,  д.46/1;  далее  – Управление,  административный  орган)  об  отмене  постановления  51 АВ  от  16.05.2012  №  345462  о  привлечении  Комитета  к  административной ответственности  по  статье  12.34  Кодекса  Российской  Федерации  об административных  правонарушениях  (далее  –  КоАП  РФ)  в  виде  наложения штрафа  в  размере  20 000  руб.  за  нарушение  правил  содержания  дорог  в безопасном для движения состоянии.

        Указанное заявление определением  Октябрьского районного суда города Мурманска от 29.05.2012 передано по подсудности в Первомайский районный суд  города  Мурманска  (л.д.105  т.1),  который  определением  от  02.07.2012   направил заявление по  подведомственности  в  Арбитражный  суд  Мурманской  области (л.д.138 т.1).

      Решением суда от 24.10.2012 в удовлетворении заявления отказано.        В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что оспариваемое постановление вынесено при отсутствии надлежащего извещения Комитета о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а также указывает на то, что в его действиях отсутствует состав оспариваемого правонарушения, поскольку ответственными за надлежащее содержание спорной автомобильной дороги является иное лицо - ММБУ «Управлении дорожного хозяйства» и обязанность по содержанию данного участка дороги возложена на указанное учреждение. Комитет также полагает, что несоответствие дороги требованию пункта 4.5.2.4 ГОСТа Р 52766-2007, пункту 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 не является помехой для дорожного движения, поскольку не вынуждает участников дорожного движения изменить направление движения и скорость.

         Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

      Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.         Как следует из материалов дела, должностными  лицами  дорожно-патрульной  службы  Управления  расследовано  дорожно-транспортное происшествие,  произошедшее  28.04.2012  в  районе  дома  №  218  по  Кольскому проспекту   города  Мурманска.  В  ходе  данного  расследования  установлено отсутствие  горизонтальной  дорожной  разметки  «Зебра»  на  нерегулируемом пешеходном  переходе,  расположенном  на  пересечении  улицы  Копытова  в районе  дома  №  6  и  Кольского проспекта   в  районе  дома  №  218  города Мурманска, что явилось причиной наезда на пешехода автомобилем ВАЗ-2104. Указанные  обстоятельства  зафиксированы:  справкой  по  дорожно-транспортному  происшествию,  схемой  и  протоколом  осмотра  места совершения административного правонарушения, объяснениями свидетелей и потерпевшей,  фототаблицами,  актом  выявленных  недостатков  в  содержании дорог  от  28.04.2012  (л.д.19-32  т.2).  

        По данному факту 28.04.2012 возбуждено производство  по  делу  об  административном  правонарушении и  назначено административное расследование с целью установления ответственного лица за  содержание  и  обустройство  пешеходных  переходов  в  городе  Мурманске (л.д.18  т.2).

         По  результатам  административного  расследования  установлено, что  таким  лицом  является Комитет.

        В отношении  Комитета 16.05.2012  должностным лицом дорожного надзора Управления составлен протокол 51 АЮ №  000016  об  административном  правонарушении,  предусмотренном  статьёй 12.34 КоАП РФ (л.д.13-15 т.1), в соответствии с которым  Комитету вменено несоблюдение положений ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и  улицы.  Требования  к  эксплуатационному  состоянию,  допустимому  по условиям  обеспечения  безопасности  дорожного  движения»,  утверждённого постановлением  Госстандарта  Российской  Федерации  от  11.10.1993  №  221 (далее  –  ГОСТ  Р  50597-93);  ГОСТ  Р  52289-2004  «Национальный  стандарт    Российской  Федерации.  Технические  средства  организации  дорожного движения.  Правила  применения  дорожных  знаков,  разметки,  светофоров, дорожных  ограждений  и  направляющих  устройств»,  утверждённого  приказом Федерального  агентства  по  техническому  регулированию  и  метрологии  от 15.12.2004  №  120-ст  (далее  –  ГОСТ  Р  52289-2004);  ГОСТ  Р  52766-2007 «Национальный  стандарт  Российской  Федерации.  Дороги  автомобильные общего  пользования.  Элементы  обустройства.  Общие  требования», утверждённого  приказом  Федерального  агентства  по  техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007),  выразившееся  в  отсутствии  горизонтальной  дорожной  разметки  1.14.1 (зебра) на пешеходном переходе.

       Постановлением  Управления  51  АВ  от  16.05.2012  №  345462  Комитет привлечён  к  административной  ответственности,  предусмотренной  статьёй       12.34 КоАП РФ, за ненадлежащее содержание дорог, с наложением  штрафа в размере  20 000 руб. (л.д.9-12 т.1).

       Комитет оспорил постановление Управления в судебном порядке.

       По мнению суда апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

        Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

      Из приведенных положений следует, что объектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог (Правила дорожного движения).

        Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

        В  соответствии  со  статьёй  12  Федерального  закона  от  10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на  территории  Российской  Федерации  должны  обеспечивать  безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного  движения,  удостоверяется  актами  контрольных  осмотров  либо обследований  дорог,  проводимых  с  участием  соответствующих  органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог  при  их  содержании  установленным  техническим  регламентам  и  другим нормативным  документам  возлагается  на  лица,  осуществляющие  содержание автомобильных дорог.

        В силу пункта  13  Основных  положений  по  допуску  транспортных  средств  к эксплуатации  и  обязанности  должностных  лиц  по  обеспечению  безопасности дорожного  движения,  являющихся  приложением  к  Правилам  дорожного движения  Российской  Федерации,  утверждённым  Постановлением  Совета Министров  –  Правительства  Российской  Федерации  от  23.10.1993  №  1090, должностные  и  иные  лица,  ответственные  за  состояние  дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего:  содержать  дороги,  железнодорожные  переезды  и  другие  дорожные сооружения  в  безопасном  для  движения  состоянии  в  соответствии  с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению  помех  для  движения,  запрещению  или  ограничению  движения  на отдельных  участках  дорог,  когда  пользование  ими  угрожает  безопасности движения.

        Согласно   пункту  4  статьи  6  Закона  №  196-ФЗ  к  полномочиям  органов местного  самоуправления  городского  округа  в  области  обеспечения безопасности  дорожного  движения  относится  осуществление  мероприятий  по обеспечению  безопасности  дорожного  движения  на  автомобильных  дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского  округа  при  осуществлении  дорожной  деятельности,  включая: принятие  решений  о  временных  ограничении  или  прекращении  движения транспортных  средств  на  автомобильных  дорогах  местного  значения  в границах  городского  округа  в  целях  обеспечения  безопасности  дорожного движения;участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма  на  территории  городского  округа.    Полномочия  органов  местного  самоуправления  в  области  обеспечения безопасности  дорожного  движения  являются  расходными  обязательствами муниципальных образований.

         В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на  них, включая  создание  и  обеспечение  функционирования  парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление  иных  полномочий  в  области  использования  автомобильных дорог  и  осуществления дорожной  деятельности  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации;

        При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  понимается,  в  том числе  деятельность  по  содержанию  автомобильных  дорог,  то  есть  согласно пункту  12  статьи  3  этого  же  Закона  –  комплекс  работ  по  поддержанию надлежащего  технического  состояния  автомобильной  дороги,  оценке  её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

         ГОСТ  Р  50597-93  устанавливает  перечень  и  допустимые по  условиям  обеспечения  безопасности  движения  предельные  значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию  технических  средств  организации  дорожного  движения.  Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности  дорожного  движения,  сохранение  жизни,  здоровья  и  имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны  обеспечиваться  организациями,  в  ведении  которых  находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения,  обеспечивающие  безопасность  движения,  вплоть  до  полного запрещения движения.

       Согласно  ГОСТ  Р  52289-2004  установлены  правила  применения технических  средств  организации  дорожного  движения:  дорожных  знаков  по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ  Р  52282,  а также  дорожных  ограждений  и  направляющих  устройств  на всех улицах и дорогах.

       Указанные ГОСТ подлежат обязательному применению в силу прямого указания законодателя в пункте 1 статьи 46 Федерального закона  от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

       Пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что разметку  автомобильных  дорог,  а  также  улиц  и  дорог  городов  и  других населённых  пунктов  следует  выполнять  по  ГОСТ  13508  и  наносить  в соответствии  с  ГОСТ 23457  и  утверждёнными  схемами.  Дорожная  разметка  в процессе  эксплуатации  должна  быть  хорошо  различима  в  любое  время  суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена,  если  в  процессе  эксплуатации  износ  по  площади  (для    продольной разметки измеряется на участке протяженностью

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А56-67271/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также