Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А26-8580/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 февраля 2013 года

Дело №А26-8580/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   11 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 февраля 2013 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Л.В. Зотеева

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С.Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. – доверенность № 3.1-11/5 от 16.07.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-54/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2012 по делу №А26-8580/2012 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по иску (заявлению) ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат»

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным и отмене постановлении № 571/12л от 10.09.2012

установил:

открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН 1021000921314) (далее – заявитель, общество, ОАО «Сегежский ЦБК») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к  Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления № 571/12л от 10.09.2012 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 28.11.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – административный орган, Министерство) просит решение суда от 28.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы    административный орган ссылается на то, что вопрос о сроках проведения ежегодных противопожарных мероприятий урегулирован в пунктом 4.4.15 договора аренды № 55-з от 19.12.2008, которым предусмотрена обязанность арендатора выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные проектом освоения лесов и приложением № 6 к договору. В свою очередь, в Приложении № 6 на 2012 год к договору аренды № 55-з от 19.12.2008 указано, что устройство противопожарных минерализованных полос длиной 6 км и уход за такими полосами на протяжении 12 км должен быть осуществлен во 2-м квартале 2012 года, а именно до 20.06.2012. Таким образом, по мнению подателя жалобы, неисполнение обществом обязанности по осуществлению противопожарных мероприятий образует событие административного правонарушения, предусматривающего ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.

ОАО «Сегежский ЦБК», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ОАО «Сегежский ЦБК» и Министерством лесного комплекса Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, заключен договор № 55-з от 19.12.2008 аренды лесного участка площадью 53028 га, расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия на территории Медвежьегорского центрального лесничества, сроком действия до 31.12.2053 (л.д.61-70). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 30.04.2009.

Согласно пункту 1.4 договора лесной участок передается для использования в целях заготовки древесины.

ОАО «Сегежский ЦБК» разработан Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном ему в аренду в Медвежьегорском лесничестве на 2009 - 2018 г.г. (л.д.72-85), в таблице 5.1.2 которого предусмотрены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Так, пунктами 2.1 и 2.2 таблицы предусмотрены работы по устройству минполос с ежегодным объемом 6 км и работы по уходу за минполосами с ежегодным объемом 12 км. 

Пунктом 4.4.10 договора аренды лесного участка № 55-з от 19.12.2008 установлена обязанность арендатора в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, предоставлять арендодателю отчеты об охране и защите лесов; пунктом 4.4.14 - обязанность арендатора соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов; пунктом 4.4.15 - обязанность арендатора выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и Приложением №6 к настоящему Договору, которое заключается ежегодно и не подлежит государственной регистрации.

Приложением № 6 к договору аренды, определяющему объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке в 2012 году, подписанным сторонами без возражений, в качестве мер обеспечения пожарной безопасности в лесах запланировано устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 6 км и уход за минерализованными полосами в объеме 12 км во 2 квартале 2012. Согласно примечанию выполнение данных мероприятий предусмотрено до 20.06.2012 (л.д.71).

При подведении итогов выполненных за 2 квартал 2012 года работ ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» установило, что фактически общество не произвело работы по устройству минполос и по уходу за минполосами в установленные в Приложении № 6 к договору № 55-з от 19.12.2008 сроки (справка от 06.07.2012 №1431, л.д. 60; протокол по выполнению условий договора аренды за 2 квартал 2012 года, л.д. 56).

По факту выявленного нарушения (невыполнения работ, предусмотренных Приложением № 6 к договору аренды № 55-з от 19.12.2008) заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Кириковой В.В. 19.07.2012 в отношении общества составлен протокол №10/12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

10.09.2012 заместителем министра по природопользованию и экологии Республики Карелия – главным государственным лесным инспектором в Республике Карелия Павловым А.Н вынесено постановление №571/12л о назначении административного наказания, которым ОАО «Сегежский ЦБК»  признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35000 руб.  Указанным постановлением обществу вменено нарушение пунктов 3 "а" и 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, установив ошибочность квалификации административным органом вмененного обществу правонарушения,  признал незаконным и отменил постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия № 571/12л от 10.09.2012. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего

Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Как правомерно указал суд первой инстанции, данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть, решая вопрос о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежит проверить установленные административным органом нарушения законодательства в области пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом пунктом 3 части 2 указанной статьи устройство противопожарных минерализованных полос отнесено к мерам противопожарного обустройства лесов, а в части 3 указанной статьи предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Подпунктом «а» пункта 3 и пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах (нарушение которых вменено обществу оспариваемым постановлением), также как и в Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, меры по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Таким образом, вышеуказанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Правил пожарной безопасности в лесах установлена обязанность арендаторов лесных участков проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов.

Как следует из оспариваемого постановления № 571/12л от 10.09.2012, основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный административным органом факт нарушения обществом срока выполнения работ по устройству минерализованных полос и уходу за ними, предусмотренного в Приложении №6 к договору аренды № 55-з от 19.12.2008.

Факт нарушения срока проведения указанных работ, согласованного сторонами в Приложении №6 к договору аренды, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (справка ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» от 06.07.2012 №1431, протокол по выполнению условий договора аренды за 2 квартал 2012 года) и обществом не оспаривается.

Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

Для квалификации допущенного обществом нарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ административный орган должен доказать факт нарушения общеобязательных требований пожарной безопасности в лесах, установленных нормативными правовыми актами.

В Лесном кодексе Российской Федерации и в Правилах пожарной безопасности в лесах не установлены конкретные сроки проведения противопожарных мероприятий (мероприятий по противопожарному обустройству лесов). Не определены эти сроки также в разработанном обществом Проекте освоения лесов. В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в проекте освоения лесов указываются виды и ежегодные объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, определение конкретных сроков выполнения данных мероприятий в проекте освоения лесов не предусмотрено.

В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительством Республики Карелия ежегодно утверждается план мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012 №302р-П утвержден План мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия на 2012 год (л.д. 30-34). Пунктом 5 указанного плана предусмотрено выполнение лицами, использующими лесные участки, в том числе по договорам аренды, мероприятий по противопожарному обустройству лесов, включая устройство минерализованных полос и уход за ними, в течение пожароопасного сезона.

Приказом Министерства от 10.05.2012 № 666 началом пожароопасного сезона в 2012 году определено 10.05.2012 (л.д. 98). При этом, сведениями относительно завершения пожароопасного сезона на дату окончания второго квартала 2012 года суд не располагает (административным органом указанные сведения суду не представлены, в оспариваемом постановлении не отражены).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А56-18885/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также