Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу n А56-35901/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 февраля 2013 года

Дело №А56-35901/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     30 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 февраля 2013 годаа

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от заявителя:

23.01.2013: Львов В.Б.  по доверенности от 22.01.2013 № 1Д-15

30.01.2013: не явился, извещен

от заинтересованного лица:

23.01.2013: Стеценко С.В. по доверенности от 10.01.2013 № 19-19/121

30.01.2013: тот же представитель

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-21717/2012)  Пулковской таможни на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2012 по делу № А56-35901/2011 (судья Саргин А.Н.), принятое

по заявлению Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Россия"

к Пулковской таможне

о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 18.05.2011 № 127

установил:

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Россия» (ОГРН 1117847025284; 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18/4; далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Пулковской таможни (ОГРН 1037821027144; 196210, Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 7а;  далее – таможня, таможенный орган) от 18.05.2011 №127.

Решением суда от 12.09.2012 заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права. По мнению подателя жалобы, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу № А56-51884/2011 не может иметь преюдициального значения для данного дела, поскольку названный судебный акт не содержит оценки выводов судов ни об обстоятельствах дела, ни о применении норм материального права. Таможенный орган считает, что материалами проведенной им выездной проверки подтвержден факт неуплаты обществом таможенных платежей, в связи с чем требование  об уплате таможенных платежей от 18.05.2011 № 127 выставлено в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза.

Во исполнение определения апелляционного суда от 12.12.2012 таможней представлены материалы выездной таможенной проверки – акт от 29.04.2012 № 10221000/400/290411/А0002, Приложение № 7 к Соглашению № 324/2009-01-15 между ФГУП ГТК «Россия» и АВ «FL Technics», «Вложения» № 1-4 к приложению № 7, содержащие перечень выполненных работ в отношении самолета Боинг 737-500, сер. № 25115, регистр. № EI-CDE, инвойсы, платежные поручения, информация о полетах в Литву за период с 01.01.2009 по 31.10.2010, генеральные декларации от 10.05.2010 и от 29.05.2010, расчет пени. Означенные документы приобщены к материалам дела, как содержащие данные об обстоятельствах, имеющих  значение для рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества их отклонил по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель общества пояснил, что располагал сведениями о проводимой таможней выездной проверке, с приобщенными к делу документами знаком, ибо эти документы были представлены обществом таможне при проведении проверки.

В судебном заседании 23.01.2013 объявлен перерыв до 30.01.2013, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя общества.

Законность и обоснованность решения суда от 12.09.2012 проверены в апелляционном порядке.

Как видно из материалов дела, в ходе выездной таможенной проверки выявлен факт выполнения работ по техническому обслуживанию самолета EI-CDE в период с 10.05.2010 по 29.05.2010 без его помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации. Работы по техническому обслуживанию самолета производились в соответствии с приложением № 7 к соглашению № 324/2009-01-15 между ФГУП ГТК «Россия» и АВ «FL Technics» (Литва). Генеральная декларация на осуществление перелета в Вильнюс подана 10.05.2010г. без указания цели международного перелета, без оформления и представления въездной/выездной декларации о транспортном средстве. По прилету самолета EI-CDE из Вильнюса 29.05.2010 генеральная декларация представлена без указания в ней информации о выполненных операциях по ремонту, декларация о транспортном средстве не представлена.

Из материалов проведенной таможней выездной проверки следует, что за оказанные в период с 10.05.2010 по 29.05.2010г. услуги компанией АВ «FL Technics» выставлены инвойсы от 10.05.2010 № 10/05/2010 на сумму 87990 евро, от 26.05.2010 № 26/10/2010 на сумму 85733, 58 евро, от 26.05.2010 № 2576 на сумму 332 евро, от 03.06.2010 № 2010 на сумму 5000 евро, от 21.06.2010 № 2718 на сумму 29830, 43 евро. Стоимость операций, включающих подкраску капотов двигателей, устранение повреждений шумопоглащяющей панели  двигателей, замену фильтров масляной, топливной, гидравлической и воздушной систем, антикоррозийную обработку, и другие операции по переработке, составила 208886, 01 евро. Оплата произведена обществом в соответствии с условиями приложения № 7 к соглашению.

Результаты выездной таможенной проверки оформлены актом от 29.04.2011 № 10221000/400/290411/А0002, утвержденным начальником таможни. Согласно пункту 1  раздела акта «Выводы и предложения» проверкой выявлены факты несоблюдения обществом положений пункта 2 статьи 207, пунктов 1, 2 статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), статьи 254, пунктов 1 и 2 статьи 262 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), выразившееся, применительно к обстоятельствам данного дела, – в незаявлении по установленной форме сведений об операциях по переработке вне таможенной территории в отношении самолета EI-CDE, выполненных в период с 10.05.2010 по 29.05.2010.  В связи с выявлением неуплаты таможенных платежей пунктом 3 акта проверки определено организовать взыскание задолженности в соответствии с порядком, установленным статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). К акту приложен расчет подлежащих уплате сумм таможенных платежей, исчисленных исходя из стоимости операций по переработке. Согласно расчету подлежит уплате 3001494, 36 руб., включая ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость (далее - НДС).

13.05.2011 таможенным органом принят Акт N 10221000/130511/0000075 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

На основании акта таможенной проверки от 29.04.2011 № 10221000/400/290411/А0002 и акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 13.05.2011 N 10221000/130511/0000075  в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ, статьей 91  ТК ТС таможенный орган выставил обществу требование от 18.05.2011 № 127 на уплату таможенной пошлины, НДС и соответствующих пеней в общей сумме 3 262 678,78 руб.

Ссылаясь на несоответствие формы требования приказу Федеральной таможенной службы от 30.12.2010 № 2711, а также пункту 4 статьи 152  ТК ТС и отсутствие в требовании данных об основаниях начисления таможенных платежей, общество обжаловало  требование от 18.05.2011 № 127 в судебном порядке. Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции указал на преюдициальное значение для рассмотрения дела постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу № А56-51884/2011, которым отменены решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и прекращено производство по делу, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-51884/2011 от 15.12.2011, оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012, ряд актов Пулковской таможни, в том числе акт №10221000/130511/0000075 от 13.05.2011, признаны недействительными. Судами указано на недоказанность таможней занижения обществом стоимости операций по переработке товара при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории. Постановлением ФАС СЗО по указанному делу от 02.08.2012, решение и постановление отменены, производство по делу прекращено в связи с выводом о том, что оспоренные акты таможни не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими оспариванию в рамках административного судопроизводства.

Вывод суда первой инстанции  о том, что означенное постановление ФАС СЗО  имеет преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, следует признать ошибочным.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство исходит из того, что обстоятельства, на которые лицо, участвующее в деле, ссылается как на основание своих требований и возражений, должны быть доказаны самим этим лицом (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации, часть 1 статьи 65 АПК Российской Федерации).

Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 90 УПК Российской Федерации, статья 61 ГПК Российской Федерации, статья 69 АПК Российской Федерации). В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Постановление ФАС СЗО от 02.08.2012 по делу № А56-51884/2011 не содержит ни выводов об обстоятельствах, ни установленных фактов, имеющих значение для разрешения данного дела. Таковыми следует признать обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие у общества задолженности по уплате таможенных платежей в связи с осуществлением им в период с 10 по 29 мая 2010 года операций по переработке за пределами таможенной территории Российской Федерации в отношении самолета EI-CDE. Эти обстоятельства подлежат установлению в целях определения соответствия оспариваемого обществом требования положениям таможенного законодательства.

Вывод суда кассационной инстанции о том, что акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей, основан на анализе норм таможенного законодательства. Вместе с тем, этот вывод не имеет отношения к фактическим обстоятельствам дела, которые судом первой инстанции не устанавливались, а кассационным судом не устанавливаются в силу положений статьи 286 АПК РФ. При этом суд кассационной инстанции указал, что вопрос о восстановлении нарушенных прав решен заявителем посредством оспаривания требований об уплате таможенных платежей.

Требование об уплате таможенных платежей является ненормативным правовым актом таможенного органа, дело об оспаривании которого рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 178 Закона N 311-ФЗ результаты выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими таможенную проверку.

В силу части 3 статьи 178 Закона N 311-ФЗ акт таможенной проверки должен содержать:

1) сведения о проверяемом лице;

2) сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество);

3) систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;

4) выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию.

В соответствии с частью 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

При этом в силу части 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 1 статья 152 Закона

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу n А56-38974/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также