Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А56-43967/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 февраля 2013 года

Дело №А56-43967/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     13 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания      М. К. Федуловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-23501/2012) ОАО "Славянка" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2012 по делу № А56-43967/2012 (судья А. С. Даценко), принятое

по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

к          ОАО "Славянка"

о          взыскании задолженности и пени

при участии: 

от истца: не явился (извещен)

от ответчика: Есипова Е. В. (доверенность от 09.01.2013 №152)

установил:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (ОГРН 1027809256254, место нахождения: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергердская, д.42; далее – Водоканал, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытому акционерному обществу «Славянка» (ОГРН: 1097746264219, место нахождения: 129110, г. Москва, пл. Суворовская, д.2, стр.3; далее – общество, ответчик) о взыскании 1 934 436 руб. 74 коп. задолженности по договору от 01.12.2011 №5503 и 25 549 руб. 84 коп. пени.

Решением суда от 09.10.2012 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что Водоканалом нарушен порядок отбора проб воды, поскольку общество не было уведомлено о проведении отбора проб, в связи с чем, ответчик не имел возможности воспользоваться правом параллельного отбора и анализа проб сточных вод. Кроме того, приказом Минобороны России от 04.01.1996 №7 «Об утверждении норм коммунальных услуг» не урегулированы вопросы нормирования отвода поверхностного стока, в связи с чем, Минобороны не принимает к оплате представляемые ответчиком акты оказания услуг по водоснабжению. 

Представитель Водоканала, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Водоканалом (далее - предприятие) и обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2011 №5503 (далее - договор), предметом которого является отпуск абоненту предприятием (получение абонентом от предприятия) из системы коммунального водоснабжения предприятия питьевой воды и прием от абонента (сброс абонентом) сточных вод в систему коммунальной канализации предприятия.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора учет количества отпущенной (полученной) питьевой воды из системы коммунального водоснабжения предприятия и количества сбрасываемых сточных вод в систему коммунальной канализации предприятия производятся по показанием приборов учета питьевой воды и сточных вод, указанных в приложениях №1 и №2 к настоящему договору.

Согласно пункту 4.2 договора предприятие обязуется систематически контролировать состав и свойства сточных вод абонента.  

Предприятие в порядке, установленном органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в любое время без предварительного предупреждения (уведомления) абонента отбирает в контрольных канализационных колодцах абонента, указанных в приложении, контрольные пробы сточных вод.

По условиям пункта 4.3 договора абонент вправе участвовать в отборе предприятием контрольных проб сточных вод, а также при отборе предприятием контрольных проб сточных вод отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.

Абонент обязан своевременно оплатить предприятию полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества (пункт 5.1 договора).

В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 договора  по настоящему договору устанавливается 2 расчетных периода (по объектам, не относящимся к жилищному фонду): с 1-го по 15-е число каждого календарного месяца и с 16-го числа по последнее число каждого календарного месяца.

Расчеты абонента с предприятием по настоящему договору производятся по тарифам, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Расчеты по настоящему договору производятся по инкассо: предприятие выставляет платежное требование в банк, обслуживающих предприятие, и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке.

Согласно пункту 5.5 договора срок оплаты платежного требования после его выставления в банк, обслуживающий предприятие, составляет 10 календарных дней. Абонент может произвести предварительную оплату оказываемых предприятием услуг на расчетный счет, указанный предприятием.

В случае неоплаты абонентом платежного требования по истечении десяти календарных дней с момента его выставления в банк, обслуживающих предприятие, предприятие начисляет пени за каждый день просрочки платежа. Пени начисляются исходя из размера процентной ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей  на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части.

  Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по оплате услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, в том числе и с превышением нормативов водоотведения по качеству, оказанных в период с 01.07.2011 по 30.04.2011, по платежным документам, выставленным с 31.01.2012 по 30.04.2012 в сумме 1 934 436 руб. 74 коп., Водоканал обратился в суд с иском. За нарушение обязательств по оплате истцом в соответствии с пунктом 5.5 договора начислены пени по состоянию на 24.08.2012 в сумме 25 549 руб. 84 коп.   

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а также доводы и возражения сторон, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, которым установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Во исполнение названного Постановления правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 № 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.

Согласно пункту 22 Порядка плата за прием (сброс) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов ДК загрязняющих веществ и (или) НП общих свойств сточных вод, а также ВДК загрязняющих веществ и (или) ВДП общих свойств сточных вод, установленных организацией ВКХ в составе ДС загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле 4, для расчета используется общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех календарных месяцев.

При этом общий объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение нормативов водоотведения, независимо от даты отбора проб.

В соответствии с пунктом 65 Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 66 Правил установлено, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и абонента.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования об уплате задолженности и пеней являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд правомерно исходил из того, что факт сброса ответчиком сточных вод с превышением нормативов водоотведения за спорный период подтвержден материалами дела, ответчик данное обстоятельство не оспорил и доказательств погашения задолженности суду не представил.

Довод общества о нарушении Водоканалом порядка отбора проб воды отклонен судом апелляционной инстанции как необоснованный.

Из пункта 66 Правил не следует, что участие абонента при отборе проб сточных вод является обязательным.

Отбор сточных вод производился в присутствии представителя ответчика, при этом замечания в актах отбора проб от 20.06.2011 №212133-160611-01, от 26.12.2011 №227479-221211-01 со стороны ответчика отсутствуют.

Более того, подвергая сомнению проведенный лабораторией Водоканала анализ отобранных проб, общество не воспользовалось предоставленным ему договором и законом правом осуществить анализ отобранных параллельных проб аккредитованной лабораторией, компетентность и независимость которой не вызывает у ответчика никаких сомнений.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №645-р «Об определении ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны Российской Федерации и подведомственных

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013 по делу n А56-59673/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также