Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу n А21-4466/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 февраля 2013 года

Дело №А21-4466/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     31 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: до перерыва в судебном заседании – Пономаревым П.Н., после перерыва в судебном заседании – Рыбалкиной М.С.

при участии: 

от истца: Хозяинова Е.Б. (доверенность от 05.12.2012г.), Сахаревич Е.А. (доверенность от 26.10.2012г.)

от ответчика: Скатикас  А.Р. (доверенность от 22.01.2013г.), Стабников П.Л. (доверенность от 22.01.2013г.), Шутихина И.В. (доверенность от 22.01.2013г.)

от 3-х лиц: 1 – Мялик Н.В. (доверенность от 10.10.2012г.), 2 – Мялик Н.В. (доверенность от 29.12.2012г.), 3 – Осколков М.А. (доверенность от 29.12.2012г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-24436/2012, 13АП-24437/2012)  Министерства экономического развития РФ, ОАО "Особые экономические зоны" на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 29.10.2012г. по делу № А21-4466/2012 (судья Гурьева И.Л.), принятое

                                                                        

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области

к ООО "Запад-инвест"

3-и лица: Министерство экономического развития РФ, ОАО "Особые экономические зоны", ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса"

о расторжении договора аренды и обязании передать участок

установил:

           

 Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Запад-Инвест» (далее – Общество) о расторжении договора аренды земельного участка от 13 января 2004 года № 268 в связи с существенным нарушением условий указанного договора, выразившемся, по мнению истца, в неиспользовании арендатором земельного участка по целевому назначению. Кроме того, истец просит обязать Общества передать спорный земельный участок в состоянии не хуже первоначального.

Определением от 16 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Министерство) и Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (далее – ОАО «ОЭЗ»).

Определением от 13 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Куршская коса» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»).

Решением от 29.10.2012г. в иске отказано. Суд признал Управление ненадлежащим истцом, указав, что арендодателем по договору аренды и органом, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками в границах особой экономической зоны, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» является Министерство.

Кроме того, суд не установил предусмотренных п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ч. 2 ст. 46 Земельного кодекса РФ оснований для расторжения договора, посчитав, что освоение земельного участка, выполнение в полном объёме обязательств арендатора было невозможным по вине государственных органов: Общество не имело возможности получить и оформить разрешительную документацию для освоения земельного участка по независящим от него причинам.   

Не согласившись с решением, ОАО «ОЭЗ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить и иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе, поданной Министерством, третье лицо просит решение отменить и иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и оспаривая выводы суда, изложенные в решении.

ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" в отзыве согласилось с доводами апелляционных жалоб.

Общество отзыв  на жалобы не представило.

В судебном заседании представители истца, третьих лиц апелляционный жалобы поддержали, представители ответчика возражал против удовлетворения жалоб.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалоб, апелляционный суд признал жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 13 января 2004 года между Администрацией муниципального образования «Зеленоградский район» Калининградской области и ООО «Запад-Инвест» заключен договор № 268 аренды земельного участка, в соответствии с которым Обществу на условиях аренды предоставлен сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений, площадью 15 га, с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0086, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Рыбачий, под строительство гостиниц коттеджного типа.

Соглашением № 268-1 от 30 мая 2005 года в связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок права и обязанности арендодателя по договору аренды переданы Управлению.

Соглашением от 23 июля 2008 года права и обязанности арендодателя по договору аренды на срок – 25 лет переданы Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами, действующему от имени Российской Федерации в лице Территориального управления РосОЭЗ по Калининградской области.

Договор аренды и последующие соглашения зарегистрированы в установленном порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009 № 1107 Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами упразднено (пункт 1), функции упраздненного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами переданы Министерству экономического развития Российской Федерации (пункт 2); Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (пункт 3).

В связи с обращением губернатора Калининградской области от 10 ноября 2011 года № 3476-1/1 по вопросу подачи в суд исковых заявлений о расторжении договоров аренды земельных участков, расположенных на Куршской косе, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0086, Минэкономразвития России письмом от 09 декабря 2011 года указало Федеральному агентству по управлению государственным имуществом поручить структурным подразделениям подать в суд соответствующие иски.

Такое поручение о подаче в суд исковых заявлений, в том числе при наличии оснований, было направлено в адрес Управления письмом от 20.12.2011г.

Управление в претензионном письме, направленным в адрес Общества, от 05.04.2011г. № ТБ-1668 предложило последнему до 05.05.2011г. расторгнуть договор аренды земельного участка.

Поскольку Общество оставило претензию о расторжении договора аренды без удовлетворения, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В обоснование исковых требований Управление указало на отсутствие строительства гостиниц коттеджного типа (п. 1 договора), сославшись на положения п.п. 4 п. ст. 46 Земельного кодекса РФ, позволяющие расторгнуть договор аренды по указанным истцом мотивам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной мере лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Отказывая в удовлетворении иска, суд признал длительное неиспользование земельного участка в соответствии с целями договора (строительство гостиниц коттеджного типа) временем освоения земельного участка, что исключает возможность расторжения договора на основании п.п. 4 п. 2 ст. 46 Земельного кодекса РФ.

Суд установил, что Общество не имело объективной возможности получить и оформить разрешительную документацию на строительство по независящим от него причинам в связи с особым правовым режимом национального парка «Куршская коса», в котором строительство зданий, сооружений, дорог, устройство автомобильных и лодочных стоянок и иных объектов инфраструктуры для обслуживания посетителей возможно в соответствии с утвержденным планом развития территории, который до настоящего времени не утвержден.  Как правильно указал суд в решении, подготовка документации, необходимой для подачи заявления на выдачу разрешения на строительство, невозможна при отсутствии проекта планировки территории (статьи 41, 42, подпункты «б», «в» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также при отсутствии технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (подпункт «д» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, исключающими возможность удовлетворения исковых требований по заявленным Управлением основаниям.

Арендуемый земельный участок расположен в границах национального парка «Куршская коса». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.2007г. № 73 и соглашением Правительства РФ, правительства Калининградской области и администрации муниципального образования «Зеленоградский район» Калининградской области от 02.03.2007г. № 2777-гг/ф7 на территории Зеленоградского района создана туристико-рекреационная особая экономическая зона, включающая территорию национального парка.

Правовой режим, применяемый в отношении арендуемого земельного участка определен Федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ».

Соглашением от 06.09.2004г.  № 1 договора аренды дополнен пунктом 1.4, устанавливающим обременения и ограничения в отношении земельного участка, связанные с его нахождением в составе национального парка «Куршская коса».

Режим хозяйствования, проживания и природопользования определяется в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях».

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ на специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом, который определен Положением о государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 01.09.2010г. № 342 (ранее применялись аналогичные положения, утвержденные 31.01.2011г. и 01.04.2008г.).

В соответствии с п.п. 35, 35.4 положения от 01.09.2010г. в составе территории национального парка «Куршская коса» выделены различные функциональные зоны, при этом в соответствии с приложением № 2 к указанному положению арендуемый участок относится к зоне обслуживания посетителей, в связи с чем работы по комплексному благоустройству допускаются исключительно в соответствии с утвержденным планом развития территории: строительство зданий, сооружений, дорог, устройство автомобильных и лодочных стоянок и иных объектов инфраструктуры для обслуживания посетителей.

Доказательств наличия утвержденного плана развития территории в материалах дела не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации, необходимой для подачи заявления на выдачу разрешения на строительство, невозможна при отсутствии проекта планировки территории (п.п. «б» и «в» п. 3 ч. 7 ст. 51 во взаимосвязи со ст.ст. 41 и 42 Градостроительного кодекса РФ).

Выдача разрешения на строительство также невозможна при отсутствии технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (п.п. «д» п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

 Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области в соответствии с положением от 22.02.2008г. было уполномочено осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны (п. 4.5.1 положения); выполнять функции заказчика по подготовке документации по планировке территории особой экономической зоны  (п. 4.11 положения); организовывать выдачу разрешений на строительство и получать технические условия присоединения к сетям  инженерно-технического обеспечения и передавать их лицам, осуществляющим строительство (п. 4.14 положения.).

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» функция разработки проекта планировки особой экономической зоны и его представления на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством РФ возложена на управляющую компанию особой экономической зоны - ОАО «ОЭЗ».

В условиях отсутствия проекта планировки территории, включающего красные линии, границы зон планируемого размещения

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу n А21-4293/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также