Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2013 по делу n А56-12872/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 февраля 2013 года

Дело №А56-12872/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     05 февраля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 февраля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Савицкой И.Г.

судей  Абакумовой И.Д., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от истца (заявителя): Хиловой Н.С. по доверенности от 28.06.2012 № 05/ЗГДПКВ/195;

от ответчика (должника): Шутовой И.А. по доверенности от 06.08.2012 № 02-2707/12-00, Даниловой Л.А. по доверенности от 29.12.2012 № 02-00421/12-0-0;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-14007/2012)  Государственного унитарного предприятия «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2012 по делу № А56-12872/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по иску (заявлению) Государственного унитарного предприятия «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

об оспаривании постановления от 16.02.2012 № 002-2012/П-136-87, предписания от 20.01.2012 № 02-2024/12-00

установил:

 

государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (ОГРН 1027810310274, 190000, Санкт-Петербург, ул. М. Морская, д. 12; далее – заявитель, ГУП «ТЭК СПб», предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления от 16.02.2012 № 002-2012/П-136-87 и предписания от 20.01.2012 №002-2012/Прп-136, вынесенных Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, далее – комитет).

Решением суда от 05.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе предприятие просит решение от 05.07.2012 отменить, ссылаясь на нарушение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, превышение полномочий комитета в части осуществления экологического контроля на объектах, подлежащих федеральному экологическому контролю.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители комитета возражали против ее удовлетворения по доводам отзыва на апелляционную жалобу, ссылаясь на доказанность состава вмененного административного правонарушения, вины предприятия в его совершении,  соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

           Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращений жителей Выборгского района в связи с загрязнением атмосферного воздуха нефтепродуктами в районе пр. Энгельса/3-й Верхний проезд (вх. от 30.11.2011 № 01-10366/11-0-0), а также Территориального отдела   Управления   Роспотребнадзора   по   городу   Санкт-Петербургу   в   Выборгском  и Калининском районах  (вх. от 10.11.2011 № 297/11-1-0-1) основании распоряжения от 12.12.2011 № 002-2012/Р2-136 Комитетом в период с 16.12.2011 по 20.01.2012 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в структурном подразделении ГУП «ТЭК СПБ» – эксплуатационного участка № 8 Северного района теплоснабжения Северной зоны теплоснабжения филиала энергоисточников по адресу: Санкт-Петербург, проезд 3-й Верхний, д. 10. Целью проверки явилась воздухоохранная деятельность предприятия котельной «Парнас».

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности котельной «Парнас» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), для чего по указанному адресу эксплуатируются здания, помещения, сооружения и оборудование.

Проект  нормативов предельно-допустимых    выбросов      для котельных Выборгского района, в том числе для котельной «Парнас», разработан предприятием в 2010 году. Инвентаризация, положенная в основу проекта, выполнена в 2010 году расчетным методом. Согласно данным инвентаризации на площадке котельной «Парнас» имеются 14 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По результатам рассмотрения проекта в Департаменте Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 20.05.2011 ГУП «ТЭК СПб» выдано разрешение № 26-9441-В-11/16 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сроком действия до 16.05.2016.

В результате проведенного в ходе проверки 20.12.2011 обследования территории котельной «Парнас» выявлено несоответствие данных проекта нормативов ПДВ по количеству источников выделения и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно, инвентаризацией источников выбросов и проектом нормативов ПДВ не учтены следующие стационарные источники в мазутном хозяйстве котельной:

-  организованные источники б/н-1 и б/н-2 – дефлекторы в двух отдельно стоящих помещениях над приемными емкостями с четырьмя погружными насосами для перекачки мазута в мазутные резервуары;

-  неорганизованный источник б/н-3 – открытая мазутоловушка. Проверяющими     установлено,     что     учет     выбросов     вредных     (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от указанных стационарных источников предприятием не ведется.

Комитетом в ходе проверки также установлено, что в имеющихся в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 20.05.2011 № 26-9441-В-11/16 расчетах максимально-разовых выбросов алканов С12-С19 (углеводородов предельных С12-С19) и дигидросульфида (сероводорода) использованы данные, не соответствующие фактическим показателям технологического процесса приема и хранения мазута, а именно: при сливе мазута максимально-разовые выбросы паров и нефтепродуктов определены при работе одного погружного насоса производительностью 96 м?/час (фактически работают два насоса производительностью по 150 м?/час); концентрация насыщенных паров нефтепродуктов при температуре 20?C принята С20=2,2 г/м? (в соответствии с расчетной методикой – С20=5,4 г/м?); расчет выбросов от закачки мазута в резервуары хранения проведен из условий работы одного насоса производительностью 150 м?/час (фактически работают два насоса производительностью по 150 м?/час); максимально-разовые выбросы паров нефтепродуктов при пропарке цистерн после слива мазута определены при сливе одной цистерны (фактически одновременно сливаются 16 цистерн  – письмо предприятия от 11.01.2012          № 87-08/323). Так, согласно произведенному Комитетом расчету фактические максимально-разовые выбросы алканов С12-С19 (углеводородов предельных С12-С19), определенные в рамках проверки на основании фактических показателей технологического процесса, превышают установленные нормативы – на источнике № 6033 в 16 раз, на источнике № 6034 – в 7,7 раза, на источнике № 6035 – в 4,9 раза.

По результатам проверки 20.01.2012 комитетом составлены акт № 002-2012/Акп-136 проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, протокол № 002-2012/Па-136 об административном правонарушении, согласно которому действия ГУП «ТЭК СПБ» квалифицированы по статьям 8.1, части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Предприятию вменено в вину нарушение требований части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), пунктов 1.1, 1.2 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1991 (далее – Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), пункта 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373 (далее – Положение № 373), пунктов 6,7 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 (далее – Порядок № 579), а также части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Предписанием комитета от 20.01.2012 № 002-2012/Прп-136 предприятию предписано:

-   в срок до 01.10.2012 откорректировать проект в соответствии с фактическим количеством источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и фактическими показателями технологического процесса по приему и хранению мазута;

-   с 20.01.2012 и постоянно (контроль 01.10.2012) до установления нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух после корректировки проекта соблюдать установленные разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 26-9441-В-11/16 нормативы выбросов алканов С12-С19 (углеводородов предельных С12-С19) и дигидросульфида (сероводорода) на источнике № 6033. Осуществлять единовременную пропарку не более одной цистерны.

Постановлением комитета от 16.02.2012 №002-2012/П-136-87 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1, частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с законностью постановления о привлечении к административной ответственности и предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, ГУП «ТЭК СПб» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия вмененного ему правонарушения.

В статье 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные    предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу пункта 1.1 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является, в том числе, получение исходных данных для оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух); установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы; организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (пункт 1.2 Инструкции).

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержден приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 (далее – Порядок). Согласно пункту 6 Порядка к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Из пункта 7 названного Порядка и Приложения №2 к приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 следует, что к таким веществам, в частности, относятся летучие органические соединения (за исключением метана) и сероводород. Приказ Минприроды РФ от 31.12.2010 №579 вступил в силу и подлежит применению с 18.03.2011.

Углеводороды предельные С12 - С19, являющиеся летучими органическими соединениями, а также сероводород поступают в атмосферный воздух при сливе мазута (Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, Новополоцк, 1997, с учетом дополнений).

С учетом положений Приказа Минприроды Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 указанные в акте проверки организованные источники б/н-1 и б/н-2 – дефлекторы в двух отдельно стоящих помещениях над приемными емкостями с четырьмя погружными насосами для перекачки мазута в мазутные резервуары и неорганизованный источник б/н-3 – открытая мазутоловушка подлежат учету в качестве источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В пунктах 1.1 и 1.2 Методических рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств теплоэлектростанций и котельных, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 № 264, указано, что при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ТЭС и котельных требуется учет источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств, работающих на промплощадке ТЭС и котельных.

В соответствии с пунктом 9 Положения

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2013 по делу n А42-3383/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также