Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А56-39410/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 января 2013 года

Дело №А56-39410/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     24 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 января 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Есиповой О.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  Штуласа А.В. по доверенности от 01.06.2012.

от ответчика:  Гафурова Р.А. по доверенности от 27.12.2012 № 72-12-ИВЛ-06/27673.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-23377/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе на решение   Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2012 года  по делу № А56-39410/2012 (судья Королева Т.В.), принятое

по заявлению ОАО "Румб"

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество «Румб» (198188, Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д. 41, ОГРН 1027802721198, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15. ОГРН 1037843053214, далее - Региональное отделение, РО ФСФР) от 30.05.2012 № 72-12-500/пн о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 19.10.2012 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду неправильной квалификации вмененного Обществу административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, Региональное отделение направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 19.10.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации совершенного обществом правонарушения. РО ФСФР полагает, что законодательство Российской Федерации не ограничивает вынесение Региональным отделением предписаний только в целях устранения уже допущенных нарушений норм права, поскольку КоАП РФ установлено, что неисполнение законного предписания Регионального отделения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ. 

В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал апелляционную жалобу, представитель ООО «Румб» возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из прокуратуры Санкт-Петербурга заявления гражданки Плотниковой А.Б., на основании пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ), пункта 10 статьи 42, пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Региональным отделением в адрес Общества направлено предписание о предоставлении документов от 04.04.2012 № 72-12-ПИ-04/8387, которым Обществу предписано в семидневный срок с даты получения указанного предписания представить в РО ФСФР ряд документов.

Предписание получено обществом 16.04.2012.

Во исполнение указанного предписания общество 20.04.2012 направило в Региональное отделение письмо № 27 с приложением копий судебных актов: решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 19.12.2011, постановления апелляционного суда от 11.04.2012 и Устава организации 1996 года с изменения от 1999 года. Также в данном письме заявитель указал адрес страницы Общества в сети Интернет.

Остальные сведения и документы, указанные в пунктах 2-7, 9-12 предписания, общество направило в Региональное отделение только 16.05.2012, то есть через 30 дней с даты получения предписания.

Неисполнение ОАО «Румб» предписания от 04.04.2012 № 72-12-ПИ-04/8387  в полном объеме послужило РО ФСФР России в СЗФО основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 18.05.2012 № 72-12-505/пр-ап. Действия заявителя квалифицированы по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ

Постановлением от 30.05.2012 № 72-12-500/пн Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении обществом обязанности по представлению Региональному отделению истребуемых документов и сведений в установленный срок, однако признал незаконным и отменил постановление ввиду неправильной квалификации Региональным отделением вмененного в вину общества административного правонарушения.

Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Непредставление  обществом перечисленных в предписании о предоставлении документов от 04.04.2012 № 72-12-ПИ-04/8387 сведений и документов в семидневный срок с даты получения предписания  подтверждается материалами дела.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 46-ФЗ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Из смысла приведенной нормы следует, что законодатель рассматривает предписание Регионального отделения в качестве меры государственного принуждения, применяемой с целью прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг. Таким образом, основное назначение такого предписания - пресечение нарушений законодательства о ценных бумагах и оно применяется с целью принудить нарушителя к прекращению противоправных действий (бездействия).

При этом предписание может выдаваться Региональным отделением по вопросам, предусмотренным как Законом N 46-ФЗ, так и другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по другим вопросам, отнесенным к их компетенции, что призвано защитить инвесторов от нарушений их прав и законных интересов, в том числе и в имущественной сфере.

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Как верно указано судом первой инстанции, из анализа указанной нормы следует, что Закон N 39-ФЗ в отличие от Закона N 46-ФЗ, характеризуя компетенцию Регионального отделения, предусматривает различные полномочия этого органа, в частности:

1) выносить предписания, обязательные для исполнения;

2) требовать представления документов (информации), необходимых для решения вопросов в сфере осуществления функций Регионального отделения.

Факт того, что в рамках осуществления возложенных на него полномочий Региональное отделение осуществляет функцию по контролю и надзору путем издания актов, имеющих различную правовую природу, подтверждается также и Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент).

Пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что исполнение указанной государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: издание приказа (или поручения) о проведении проверки;  подготовка к проведению проверки; осуществление проверки (выездной или камеральной); подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом уполномоченного лица организации; принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.

Таким образом, из текста комментируемого пункта Административного регламента усматривается, что осуществление федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальными органами функции контроля и надзора осуществляется исключительно в рамках назначения и проведения соответствующих проверок. При этом каждому этапу проведения проверки соответствуют определенные процессуальные документы.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента в случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о представлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации.

Требования к проведению проверок эмитентов установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н (далее - Положение о проведении проверок).

В силу пункта 1.3.4 Положения о проведении проверок камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (его территориального органа) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.

Пункт 15.2 Административного регламента подробно регламентирует порядок внесения предписания о представлении документов, его реквизиты, требования к содержанию. Бланк такого предписания приведен в приложении N 3 к Административному регламенту.

При этом, пункт 23.4.4 Административного регламента позволяет прийти к выводу о том, что основанием для возбуждения ФСФР и его региональными отделениями дела об административном правонарушении может являться невыполнение организацией предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности, которое выносится указанными органами по итогам проведенной проверки.

Предписание о представлении документов является одним из инструментов проведения проверки, способом получения соответствующей информации ФСФР и его региональными отделениями и невыполнение подобного предписания не рассматривается Административным регламентом в качестве основания для возбуждения дела об административном по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует и  подателем жалобы не оспаривается, что в рассматриваемом случае предписание представляет собой требование о предоставлении документов, направленное с целью проверки сведений, содержащихся в заявлении гражданки Плотниковой А.Б. 

Наименование такого  требования о предоставлении документов «предписанием» само по себе не придает  этому документу  правового смысла предписания, неисполнение которого влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).

Пунктом 23.2 Административного регламента  Региональным отделениям предоставлено право по результатам проверки принимать следующие решения:

а) о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности;

б) о направлении предписания о запрете или ограничении проведения профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельных операций на рынке ценных бумаг.

Неисполнение  указанных предписаний  влечет административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, санкция которой для юридических лиц – административный штраф в размере от  пятисот тысяч до семисот тысяч рублей  направлена  на  максимальное обеспечение устранения нарушений законодательства, выявленных по результатам  проверки.

Непредставление истребуемых должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по  финансовым рынкам  в СЗФО  документов и информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 19.7 Кодекса, административная ответственность установлена за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу n А42-4269/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также