Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2013 по делу n А56-51472/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 14 января 2013 года Дело №А56-51472/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Третьяковой Н.О. судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И. при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен от ответчика (должника): 1) не явился, извещен 2) Долматов А.А. – удостоверение ТО 269744 от 3-го лица: не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23132/2012) ООО "Строй Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2012 по делу № А56-51472/2012 (судья Рыбаков С.П.), принятое по заявлению ООО "Строй Транс" заинтересованные лица: Адмиралтейский отдел судебных приставов УФССП России по Санкт-Петербургу, Судебный пристав-исполнитель адмиралтейского районного отдела судебных приставов УФССП России по Санкт-Петербургу Долматов А.А. 3-е лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Строй Транс» (место нахождения: 198005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, дом 18, пом. 7-Н, ОГРН 1027810244527) (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя Адмиралтейского районного отдела судебных приставов Долматова А.А. (далее – судебный пристав) от 20.06.2012 о взыскании исполнительского сбора № 432437/12/11/78 по исполнительному производству № 33282/12/11/78 и № 432445/12/11/78 по исполнительному производству № 33283/12/11/78 и об обязании возвратить сумму исполнительского сбора в размере 235 837,12 руб. Определением суда от 04.09.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. Решением суда первой инстанции от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. При этом податель жалобы считает, что суд, отказав в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока, установленного статьей 122 Закона об исполнительном производстве, необоснованно не рассмотрел заявление Общества по существу. Общество, Управление ФССП, Полудин А.И. и Полудина Т.А. (стороны исполнительного производства) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие. Судебный пристав Долматов А.А. в судебном заседании доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем на основании исполнительных листов, выданных Ленинским районы судом г. Санкт-Петербурга, 06.06.2012 в отношении ООО «Строй Транс» вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств: - № 33282/12/11/78 о взыскании в пользу Полудина А.И. задолженности в размере 1 648 550,83руб.; - № 33283/12/11/78 о взыскании в пользу Полудиной Т.А. задолженности в размере 1 684 550,83 руб. В постановлениях о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлено 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением в установленный срок требования исполнительных документов, в соответствии со статьями 105 и 112 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом 20.06.2012 вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 7 процентов, что составило 117 918,56руб. по каждому исполнительному производству. Всего в сумме 235 837,12 руб. Постановлениями судебного пристава о распределении денежных средств, поступающих во временное пользование, от 27.06.2012 исполнительский сбор в полном объеме перечислен в УФК по Санкт-Петербургу (Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу). Постановлениями от 29.06.2012 вышеуказанные исполнительные производства окончены. Считая, вынесенные судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора от 20.06.2012 незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Одновременно Обществом в суд было подано ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о признании незаконными постановлений от 20.06.2012 о взыскании исполнительского сбора. Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что срок для обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя от 20.06.2012 пропущен, и Обществом не представлено доказательств уважительных причин пропуска указанного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не может согласиться с такой позицией суда и считает, что жалоба Общества подлежит удовлетворению В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса. Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Иное установлено Законом N 229-ФЗ. Как установлено статьей 122 Закона N 229-ФЗ, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Предусмотренный в статье 122 Закона № 229-ФЗ срок для обжалования действий, постановлений судебного пристава-исполнителя не является пресекательным, а возможность восстановления срока для подачи в арбитражный суд заявления о признании решения и действий (бездействия) незаконными предусмотрена в части 4 статьи 198 АПК РФ. Восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска. При рассмотрении вопросов, касающихся сроков на обращение в арбитражный суд, главным является обеспечение права на судебную защиту. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих судебных актах на то, что право на доступ к правосудию выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод. В Федеральном законе "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 30.03.1998 содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград и наличие у общества субъективного права на судебную защиту должны быть восприняты арбитражным судом как первооснова для совершения соответствующего процессуального действия. В решении по настоящему делу суд первой инстанции фактически признал, что у заявителя отсутствовали препятствия для подачи в арбитражный суд заявления в установленный срок, и, отказав в восстановлении этого срока, отказал также и в удовлетворении заявления. Вместе с тем отсутствие судебного разбирательства по существу заявленных требований могло привести к принятию неправильного судебного решения, что недопустимо и подлежит устранению судом апелляционной инстанции. Отказав в удовлетворении заявленных требований только по причине пропуска процессуального срока, без рассмотрения спора по существу, и не дав оценки оспариваемым вынесенным ненормативным правовым актам, суд первой инстанции нарушил нормы статей 170, 200 АПК РФ, а также нарушил право заявителя на судебную защиту. Из материалов дела следует, что Общество 24.07.2012 обратилось в Адмиралтейский районный отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении отдельных документов исполнительного производства, необходимых для обращения в суд с заявлением о признании недействительными постановлений от 20.06.2012. Документы в полном объеме были получены Обществом только 10.08.2012, с заявлением в суд Общество обратилось 24.08.2012. Учитывая данные обстоятельства, а также незначительный пропуск срока, установленного статьей 122 Закона № 229-ФЗ, суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве Общества, признает уважительной причину пропуска срока на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя, в связи с чем, считает необходимым восстановить срок подачи заявления. В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По существу спора суд апелляционной инстанции отмечает, что, принимая во внимание предмет и основания заявления Общества, обязательному выяснению подлежит установлению наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований до истечения срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом (части 11 и 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ). В силу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В рассматриваемом деле, постановления о возбуждении исполнительных производств вынесены 06.06.2012, в которых установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2013 по делу n А56-29193/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|