Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу n А56-35417/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 декабря 2012 года

Дело №А56-35417/2012

В судебном заседании 13.12.2012 объявлен перерыв до 20.12.2012 16 час. 00 мин.

Резолютивная часть постановления объявлена    20 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Есиповой О.И.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А., после перерыва Черняк Е.В.

при участии: 

от заявителя:  Юрковой Т.С. по доверенности от 11.10.2012.

от ответчика:  Котовой Ю.А. по доверенности № 72-07-/08/2074 от 05.10.2012.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-21305/2012)  ООО «Онегин-Консалтинг» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 августа 2012 года  по делу № А56-35417/2012 (судья Галкина Т.В.), принятое

по заявлению ООО "Онегин-Консалтинг"

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге

о признании незаконным бездействием

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Онегин-Консалтинг» (194064 г.Санкт-Петербург,  Тихорецкий пр., д.10 корп.2, ОГРН 1077847651530, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением,  в котором просило признать  незаконными:

- решение Территориального управления  Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191180 г.Санкт-Петербург,  наб.реки Фонтанки, д.76 «А».  ОГРН 1047855032807, далее -  управление) от 24.02.2012 № 72-07-09/550 об отказе в предоставлении запрошенной информации;

- бездействие  управления по не предоставлению и не раскрытию  информации о своей текущей деятельности, в том числе информации об актах проверок  (плановых и внеплановых), о составляемых протоколах в отношении юридических  лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях  в отношении юридических лиц;

- обязать управление  устранить допущенные нарушения прав   и законных интересов общества  путем размещения в установленные сроки   на официальном сайте  управления актуальной на дату размещения информации об актах проверок (плановых и внеплановых), составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях  в отношении юридических лиц, содержащей наименование, ИНН организации, статьи КоАП РФ, по которой  общество привлекается  к административной ответственности, даты рассмотрения протокола и  вынесения постановления.

Решением суда от 31 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, ООО «Онегин-Консалтинг» просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. 

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге  возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, представило письменный            отзыв с изложением своей позиции.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Онегин-Консалтинг»  в 2010-2011 годах обращалось в управление с заявлениями о  предоставлении доступа к информации о текущей деятельности  управления, касающейся планов и показателей  деятельности, планов проведения  плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации о результатах проведенных управлением проверок, на которые управлением давались ответы о том, что необходимая информация  о деятельности  государственного органа размещена на официальном сайте  Территориального  управления – http://r78.rosfinnadzor.ru .

25.01.2012 в управление поступило очередное письмо общества (без номера и без даты), в котором указывалось  на отсутствие  на сайте  в сети Интернет информации о составляемых и рассматриваемых протоколах в отношении юридических лиц, о графике  и результатах рассмотрений  и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц.

В ответе от 24.02.2012 исх.№ 72-07-09/550  управление  указало на неоднократные письменные ответы на ранее направленные обществом идентичные обращения, сообщив о прекращении  переписки с ООО «Онегин-Консалтинг» по данному вопросу.

Полагая решение управления  об отказе в предоставлении запрошенной информации, а также бездействие по не предоставлению и не раскрытию  информации о текущей деятельности государственного органа незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009  № 8-ФЗ «Об обеспечении  доступа к информации о деятельности  государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ)  действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Судом установлено и обществом не оспаривается, что  интересующая его  информация (о рассмотренных  в отношении юридических лиц протоколах об административных правонарушениях и вынесенных постановлениях с указанием  наименования, ИНН юридического лица, статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой  юридическое лицо привлекается к административной ответственности,  даты рассмотрения протокола и вынесения постановления)  необходима ООО «Онегин-Консалтинг» для получения информации о компаниях,  потенциально  нуждающихся в юридической помощи.

Обосновывая нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество  пояснило, что  отказ в предоставлении информации  и не размещение интересующих общество сведений,  препятствует ООО «Онегин-Консалтинг» в поиске клиентов, приносящих доход. Обладая сведениями о привлекаемых к административной ответственности юридических лицах, общество имеет возможность предложить  таким лицам свои услуги юридического  характера.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

По мнению общества,  информация о рассматриваемых в отношении юридических лиц протоколах об административных правонарушениях, в том числе с указанием наименования, ИНН/ОГРН организации, статьи КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, а также о вынесенных постановлениях  с указанием аналогичных данных  в отношении привлеченных к административной ответственности юридических лицах,  является документированной информацией, созданной в пределах своих полномочий   территориальным управлением государственного  органа, подпадает под определение статьи 1  названного Закона и подлежит  размещению  на официальном сайте.

Между тем, перечень информации, которая может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети «Интернет»,  указана в статье 13 Закона № 8-ФЗ, согласно пункту 5 которой подлежит  размещению информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.

Пунктом 2 статьи 14 Закона установлено, что перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов  исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 (далее – Перечень).

Согласно  пункту  26 Перечня, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания актов проверок, подлежит размещению информация  о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных  федеральным органом исполнительной  власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также о результатах  проверок, проведенных в территориальном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях.

Из представленного обществом  заключения специалиста № 201-т/12 от 03.08.2012 следует, что  при исследовании сайта ТУ Росфиннадзора в Санкт-Петербурге установлено наличие информации  об объектах контрольных мероприятий (наименование), виды контрольных мероприятий (описание проводимых мероприятий), краткая характеристика выявленных нарушений, дата окончания проверки (конечная дата окончания).

Оснований считать, что  перечисленная информация  не соответствует требованиям пункта 26 Перечня, не имеется.

Ни Федеральный закон «Об обеспечении доступа  к информации о деятельности  государственных органов и органов местного самоуправления», ни  утвержденный постановлением Правительства РФ Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, не предусматривают обязанности  федерального органа исполнительной власти, подведомственного ему  федерального органа  исполнительной власти размещать в сети «Интернет» сведения о наименовании, ИНН/ОГРН проверяемого юридического лица,  статей КоАП РФ и других  указанных в заявлении ООО «Онегин-Консалтинг» сведений в отношении проверенных организаций.

Ссылка общества на размещение  полной информации  о юридических лицах на сайтах арбитражных судов  апелляционной коллегией отклоняется, поскольку  такая обязанность судов прямо предусмотрена  пунктом 2 статьи 7 Закона № 8-ФЗ и  Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности  судов в Российской Федерации».          

Также отклоняется приведенный заявителем довод о размещении интересующей общество информации  на сайтах других органов исполнительной власти: Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу,  Территориального управлением по финансовым рынкам, поскольку   опубликование другими органами  более полной информации о проведенных ими проверках (по сравнению с  размещенной ТУ Росфиннадзора информацией) само по себе  не свидетельствует о незаконности  оспариваемых действий управления.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

В рассматриваемом случае оспариваемое бездействие управления не противоречит  требованиям вышеприведенных нормативных актов.

Также отсутствуют основания  считать, что   бездействие управления затрагивает права и законные интересы общества.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что  в соответствии с пунктом 1 статьи 5  Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация  о деятельности государственных органов является объектом  публичных отношений.

Однако информация  о  привлеченных  управлением  к административной ответственности юридических лицах в интересующем заявителя объеме (ИНН/ОГРН, наименование, статья КоАП РФ и др.), не связана с защитой  прав самого общества.   Поскольку целью получения такой информации является поиск клиентов, потенциально нуждающихся  в  юридических услугах, и извлечение прибыли; такая информация обоснованно квалифицирована судом как объект гражданских  отношений.

Также суд первой инстанции правомерно исходил из того, Закон № 8-ФЗ принят в целях реализации концепции  открытости деятельности  государственных органов, а не в целях  оказания  государственными органами  услуг по предоставлению сведений  для использования

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу n А56-41040/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также