Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу n А56-35314/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 декабря 2012 года

Дело №А56-35314/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     13 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баркановой Я.В.

судей  Жиляевой Е.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Грязновой К.А.

при участии: 

от истца: представитель Горохов И.В. (по доверенности от 14.06.2011)

от ответчика: представитель Денисов В.В. (по доверенности от 10.07.2012)

от 3-го лица: представитель Дунской К.П. (по доверенности от 13.03.2012)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-21089/2012, 13АП-21096/2012, 13АП-21092/2012)  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, ООО "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша"

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2012 по делу № А56-35314/2011 (судья  Ракчеева М.А.), принятое

по заявлению ООО "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша"

заинтересованное лицо:  Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области

3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области

о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша" (117218, Москва г., Кржижановского ул., 14, 3, ОГРН 1024700877200) (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Выборг г., Советская ул., 12, ОГРН 1054700191391) (далее - Администрация) с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении Заявителю в собственность следующих земельных участков: площадью 257 806 кв.м. с кадастровым                                        номером 47:02:01-01-006:0015, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, МО «Светогорское городское поселение», г. Светогорск, ул. Заводская, д. 17,  и площадью 40 400 кв.м. с кадастровым                                                номером 47:01:02-01-004:0117, расположенного по адресу Ленинградская обл., Выборгский район, МО «Каменногорское городское поселение», город Каменногорск, Ленинградское шоссе, д. 54; а также обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении в собственность упомянутых выше земельным участков по цене, действовавшей на дату подачи заявления о выкупе земельного участка от 09.09.2010 № 3275. Также Заявитель просит обязать Администрацию направить Обществу в тот же срок проект договора купли-продажи указанных земельных участков. Впоследствии Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования, просил обязать Администрацию в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения принять решение о формировании земельного участка, необходимого для эффективной эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений, принадлежащих Заявителю, путем выделения такого участка с учетом фактического землепользования и исходя из нормативных требований земельного и градостроительного законодательства и архитектурно-планировочного решения указанного земельного участка из состава участка с кадастровым номером                  47:02:01-01-006:0015, а также в двухнедельный срок с момента завершения землеустроительных работ принять решение о предоставлении вновь сформированного участка в собственность Обществу по цене согласно законодательству, действовавшему на дату подачи заявления о выкупе от 09.09.2010, а также подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее – ТУ Росимущества).

Решением арбитражного суда от  06.09.2012 заявленные требования удовлетворены частично: суд  признал незаконным отказ Администрации в предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью                          40 400 кв. м., с кадастровым номером 47:01:02-01-004:0117, обязал Администрацию устранить допущенное нарушение путем принятия в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу решения о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, а также подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Общество, Администрация, ТУ Росимущества обратились с апелляционными жалобами на названное решение.

В апелляционной жалобе Общество просит названное решение отменить, заявление удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, выкупная стоимость земельного участка должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим в период, когда Администрация должна была принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, то есть не позднее 09.11.2010. В отношении земельного участка площадью 257 806 кв.м. с кадастровым  № 47:02:01-01-006:0015 податель жалобы полагает, что им для реализации своего преимущественного права на выкуп земельного участка был представлен исчерпывающий пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Также, податель жалобы полагает, что в его обязанности не входит обоснование испрашиваемой площади земельного участка. С учетом изложенного, податель жалобы просит названное решение отменить в части порядка определения выкупной цены земельных участков, обязав Администрацию принять решение о предоставлении в собственность Общества земельного участка по цене согласно законодательству, действовавшему на дату, когда должно было быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность Обществу на основании заявления о выкупе земельного участка от 09.09.2010, а также в части отказа в признании незаконным отказа Администрации в предоставлении Заявителю в собственность земельного участка площадью              257 806 кв.м. с кадастровым № 47:02:01-01-006:0015, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, МО «Светогорское городское поселение», г. Светогорск, ул. Заводская, д. 17.

В апелляционной жалобе Администрация просит названное решение в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении заявления – отказать в полном объеме. В обоснование своих доводов Администрация ссылается на заключение эксперта, согласно которому для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером                                  47:01:02-01-004:0117, необходима площадь 39 976 кв.м. С учетом изложенного Администрация полагает, что отказ в выкупе земельного участка являлся правомерным, поскольку Обществом не представлено доказательств в обоснование испрашиваемой им площади земельного участка.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества просит изменить мотивировочную часть судебного решения посредством указания на то обстоятельство, что  Администрация не наделена правом на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 47:02:01-01006:0015, поскольку последний находится в федеральной собственности.

В судебном заседании апелляционного суда податели жалоб доводы своих апелляционных жалоб поддержали, против удовлетворения апелляционных жалоб иных участников спора возражали.

Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права     Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельных участках с кадастровым  номером 47:02:01-01-006:0015 площадью                 257 806 кв.м. по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, МО «Светогорское городское поселение», г. Светогорск, ул. Заводская, д. 17,  и с кадастровым                                                номером 47:01:02-01-004:0117 площадью 40 400 кв.м. по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, МО «Каменногорское городское поселение», город Каменногорск, Ленинградское шоссе, д. 54.

Земельные участки предоставлены Заявителю на основании договора аренды от 26.08.1998, заключенного между Правительством Ленинградской области и ООО «Светогорск Тишью» (арендатор, правопредшественник заявителя) (далее – договор аренды).

Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанных земельных участков со ссылкой на то, что участки необходимы для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости, а также для расширения производственных мощностей Общества и размещения дополнительных производственных объектов.

21.06.2011 письмом № юр-380 Администрация сообщила о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность в связи с тем, что не представлен полный пакет документов, не обоснована площадь испрашиваемых земельных участков, Общество является иностранным юридическим лицом, в связи с чем земельные участки, расположенные на территории Выборгского района, не могут быть предоставлены в собственность Заявителю.

Ссылаясь на то, что отказ Администрации в принятии решения о предоставлении земельных участков в собственность является незаконным и нарушает права и законные интересы Заявителя, последний обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим изменению в связи со следующим.

Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст.ст. 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу положений п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (карты). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Из абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В целях установления площади земельных участков, необходимой для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости арбитражным судом первой инстанции была назначена экспертиза, проведение которой поручено Федеральному бюджетному учреждению «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы».

Как следует из заключения эксперта от 31.05.2012

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу n А56-35042/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также