Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу n А56-31473/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 14 декабря 2012 года Дело №А56-31473/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фокиной Е.А. судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И. при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. при участии: от заявителя: Судаковой Д.И. по доверенности от 08.20.2012. от ответчика: Плошкиной Н.С. по доверенности от 23.01.2012 № 09/549. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-20577/2012, 13АП-22205/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, ЗАО «Центр Долевого Строительства» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 сентября 2012 года по делу № А56-31473/2012 (судья РЕСОВСКАЯ т.м.), принятое по заявлению ЗАО "Центр Долевого Строительства" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения и предписания установил: Закрытое акционерное общество «Центр Долевого Строительства» (197198 г.Санкт-Петербург, ул.Введенская, д.7 лит. А, ОГРН 1027806874259, в дальнейшем – общество, ЗАО «ЦДС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконными и отменить ненормативные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (191186 г.Санкт-Петербург, Невский пр., д,7-9, ОГРН 1027809242933, далее – Управление, УФАС): - решение от 27.04.2012 исх.№ 09/5434 от 14.05.2012 по делу № Р09-9/12; - предписание от 27.04.2012 исх.№ 09/5435 от 14.05.2012 Решением суда от 20.09.2012 заявление общества удовлетворено частично: решение и предписание антимонопольного органа в части признания в действиях ЗАО «ЦДС» нарушений части 7 статьи 5, части 7 статьи 7 Закона «О рекламе» признаны незаконными. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано. Не согласившись с решением суда, ЗАО «ЦДС» и Управление заявили и поддержали в судебном заседании апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Общество не согласно с выводами суда о наличии в его действиях нарушений требований пункта 1 статьи 28 Закона «О рекламе», настаивая на неправомерном отнесении судом рекламы, связанной с привлечением денежных средств физических лиц с целью удовлетворения потребности граждан в жилье, к рекламе финансовых услуг. Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу не согласно с выводами суда об отсутствии в действиях общества нарушений части 7 статьи 5 и части 7 статьи 7 Закона «О рекламе». Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на апелляционную жалобу, апелляционная коллегия установила следующие обстоятельства. Оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела № Р09-9/12, возбужденного по заявлению Румянцевой И.Г. по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»). Комиссия УФАС признала: - рекламу ЗАО «ЦДС», размещенную в журнале Большой каталог недвижимости «БКН.ру» за № 44/0171 от 07.11.2011, ненадлежащей; - в действиях рекламодателя при размещении в журнале «БКН.ру» № 44/0171 от 07.11.2011 рекламных материалов о строящихся домах следующие нарушения Закона «О рекламе»: - части 7 статьи 5 Закона, выразившиеся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы, связанной с привлечением денежных средств граждан в строительство жилых комплексов: «Новое Мурино», «Северные Высоты», «Северные Высоты 2», «Пулковский», «Острова», «Парковый», «Юнтоловский», на пр.Ю.Гагарина, 14 Московский район и на пр.Ю.Гагарина, 18 Московский район, в которой отсутствуют наименования юридического лица или лиц, привлекающих денежные средства в строительство рекламируемых вышеуказанных жилых комплексов, что вводит в заблуждение потребителей рекламы; - части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», выразившиеся в определении объекта рекламирования и содержание рекламы жилых комплексов «Новое Мурино», «Северные Высоты», «Северные Высоты 2», «Пулковский», «Острова», «Парковый», «Юнтоловский», на пр.Ю.Гагарина, 14 Московский район и на пр.Ю.Гагарина, 18 Московский район, связанной с привлечением денежных средств граждан в строительство вышеуказанных жилых комплексов, в которой отсутствует наименование юридического лица или лиц, оказывающих финансовые услуги по привлечению денежных средств граждан в строительство жилья; - части 7 статьи 7 Закона «О рекламе», в части отсутствия разрешения на строительство рекламируемых жилых комплексов «Северные Высоты», «Северные Высоты 2», «Пулковский», «Острова», «Парковый», «Юнтоловский» в период размещения рекламы. На основании указанного решения Управление выдало ЗАО «ЦДС» предписание об устранении в срок до 31.05.2012 нарушений части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе». Рекламу, содержащую нарушения указанных норм Закона, снять с распространения. Не согласившись с решением и предписанием Управления, общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления по эпизодам нарушений требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 7 Закона «О рекламе», правомерно исходил из следующего. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что размещенная обществом в издании «БКН.ру» реклама объектов строящейся недвижимости содержит информацию о наименовании жилого комплекса («Пулковский», «Новое Мурино», «Юнтоловский и др.), адрес строительства объекта, плановый срок завершения строительства, краткую характеристику объекта строительства. Имеется изображение каждого строящегося жилого комплекса, схема расположения на карте, указание о площади квартир в зависимости от количества комнат, о предоставлении рассрочки при оплате либо единовременной оплаты, а также о приобретении квартир посредством вступления в ЖСК и уплаты взносов. По мнению антимонопольного органа, отсутствие в рекламе информации о наименовании ЖСК, привлекающего денежные средства граждан, вводит последних в заблуждение, что является нарушением пункта 7 статьи 5 Закона. В силу пункта 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно статье 3 Закона «О рекламе», под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае целевая направленность рекламной информации заключается в привлечении денежных средств граждан в строительство рекламируемых жилых комплексов от группы компаний ЦДС. Управление, правильно указав объект рекламирования - жилые комплексы, пришло к выводу об иной целевой направленности рекламы. Между тем, Закона «О рекламе» не содержит такого понятия, как «целевая направленность». Как уже указывалось, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, реклама, направленная на привлечение внимания к объектам жилищного строительства, не может иметь другой целевой направленности, кроме как к объекту рекламирования. Спорная реклама в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 5 Закона содержит информацию об условиях приобретения рекламируемого товара – жилых квартир в строящихся жилых комплексах – путем вступления в ЖСК и уплаты взносов. Управление полагает, что не указание в тексте рекламы наименования конкретного ЖСК приводит к искажению восприятия рекламного предложения и, как следствие, вводит потребителя рекламы в заблуждение. Между тем, ни в оспариваемых решении и предписании, ни в судебном заседании представитель УФАС не пояснил, каким образом отсутствие названия жилищно-строительного кооператива искажает смысл информации о том, что приобрести жилую квартиру в строящемся доме возможно путем вступления в ЖСК и уплаты взносов. Из решения УФАС не ясно, в отношении чего потребитель вводится в заблуждение, то есть у него складывается ошибочное, ложное мнение. При изложенных обстоятельствах вывод суда о необоснованном вменении обществу нарушения пункта 7 статьи 5 Закона «О рекламе», является правомерным. Также Управление полагает, что в действиях общества имеется нарушение пункта 1 статьи 28 Закона «О рекламе», согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование). При этом УФАС исходит из того, жилищно-строительные кооперативы оказывают финансовые услуги по привлечению денежных средств граждан в строительство жилья и, следовательно, на них распространяются требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 Закона «О рекламе». Суд первой инстанции согласился с позицией антимонопольного органа, придя к выводу, что поскольку правила рекламы, связанной с привлечением денежных средств населения для строительства многоквартирных жилых домов, включены в статью 28 Закона «Реклама финансовых услуг», следовательно, законодатель посчитал такую рекламу как рекламу финансовых услуг. Общество оспаривает указанный вывод суда. Апелляционная коллегия считает апелляционную жалобу ЗАО «ЦДС» обоснованной и подлежащей удовлетворению, исходя из следующего. Федеральный закон "О рекламе" не содержит понятия финансовой услуги. Вместе с тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которому под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и является закрытым. Согласно пункту 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Таким образом, целью объединения граждан в ЖСК является удовлетворение потребностей в жилье, в отличие от объединения в кредитные кооперативы, целью которых является удовлетворение финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей. Антимонопольный орган не установил, что ЖСК оказывали какие-либо услуги, направленные на удовлетворение финансовых потребностей граждан. Таким образом, правовых и фактических оснований рассматривать привлечение ЖСК средств граждан как финансовую услугу, у антимонопольного органа и суда не имелось. Обществу вменено нарушение пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе», согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается УФАС, что фактически разрешения на строительство рекламируемых строящихся объектов недвижимости имелись на момент публикации рекламы в издании «БКН.ру». Управление настаивает на правомерном вменении обществу названного нарушения, ссылаясь на непредставление в период проверки разрешений на строительство жилых комплексов «Северные Высоты», «Северные Высоты 2», «Пулковский», «Острова», «Парковый», «Юнтоловский». Между тем, непредставление по требованию антимонопольного органа документов в момент проверки не образует нарушения пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе». Антимонопольный орган в апелляционной жалобе не согласен с изложенным в мотивировочной части решения суда выводом о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала необходимость в получении разрешения на строительство до размещения рекламных материалов, поскольку такое требование к деятельности Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу n А56-18742/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|