Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу n А56-25240/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 декабря 2012 года

Дело №А56-25240/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     06 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии: 

от истца (заявителя): Протасова М.А. по доверенности от 29.10.2012 № 110 ГУ/12, Копылов Н.Г. по доверенности от 06.06.2012 № 68

от ответчика (должника): Иванов А.В. по доверенности от 25.06.2012 № 03-40/14, Гогаладзе М.З. по доверенности от 10.05.2012 № 03-40/6, Захаров А. В. по доверенности от 10.05.2012 № 03-40/5, Логинова Ю.Н. по доверенности от 14.08.2012 № 13-40/15

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20800/2012)  Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2012 по делу № А56-25240/2012 (судья Ю.Н. Звонарёва), принятое

по заявлению  ОАО "Балтийский Балкерный Терминал"

к  Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Санкт-Петербургу ( правопреемник Межрайонной ИФНС России №5 по Санкт-Петербургу)

об оспаривании ненормативных правовых актов

 

установил:

Открытое акционерное общество «Балтийский Балкерный Терминал» (ОГРН 1027802730031, место нахождения: г. Санкт-Петербург, площадка Элеваторная, 28, лит. АС, далее Общество,  налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений  Межрайонной ИФНС России № 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.10.2011 № 347 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 г. в сумме 135 671 388 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, от 28.10.2011 № 9 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, обязании возместить НДС в сумме 135 671 388 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции произведена  замена Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Санкт-Петербургу на Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Санкт-Петербургу, в порядке процессуального правопреемства.

Решением суда первой инстанции от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе  инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и отказать Обществу  в удовлетворении требований. По мнению инспекции, право на применение налогового вычета в сумме 135 671 388 рублей возникло у Общества в 2002 – 2004  году, в связи с чем  на момент предоставления Обществом   уточненной налоговой декларации  по НДС за 2 квартал 2008 года (02.06.2011) срок, определенный п. 2 ст. 173 НК РФ истек, что исключает возможность возмещения НДС в спорной сумме.

В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Общества с доводами  жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела Обществом 02.06.2011 в  инспекцию  представлена уточненная налоговая декларация  по НДС за 2 квартал 2008 года, в которой  заявлены налоговые вычеты по капитальным вложениям в сумме 186 055 902 рубля.

 По результатам камеральной проверки уточненной декларации инспекцией составлен акт  № 1007 от 16.09.2011. На акт проверки Обществом представлены возражения.

По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией приняты решения:

№ 347 от 28.10.2011  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уменьшить  предъявленный к возмещению из бюджета НДС на сумму 135 671 388 рублей;

№ 9 от 28.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в сумме 135 671 388 рублей.

Основанием для отказа Обществу в применении налоговых вычетов в сумме 135 671 388 рублей послужил вывод Инспекции о том, что заявителем пропущен установленный пунктом 2 статьи 173 Кодекса трехлетний срок для возмещения НДС, поскольку право на применение вычетов по 1-й и 2-й очереди строительства  возникло у налогоплательщика в 2002-2004 годах.

Апелляционные жалобы  решениями Управления ФНС России  по Санкт-Петербургу от 20.01.2012 № 16-13/01532, № 16-13/01534 оставлены без удовлетворения.

Считая решения  инспекции не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта  налогового органа и обязании  возместить НДС.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на то обстоятельство, что  право на возмещение НДС по спорным операциям  у налогоплательщика возникло с момента завершения  строительством  объекта и вводом его в эксплуатацию, а именно  в июне 2008 года, в связи с чем при предъявлении уточненной налоговой декларации  02.06.2011, срок установленный п. 2 ст. 173 НК РФ истекшим не признается.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела между ЗАО «Балтийски Балкерный Терминал» (правопредшественник Общества) и ОАО «Морской порт» для строительства универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений, на основании решения Инвестиционной тендерной комиссии от 09.08.2000, распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 12.09.2000 № 954-Р, заключен инвестиционный договор (договор о совместной деятельности) от 13.10.2000 № 1-и/13.10.00.

Согласно  постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 № 2078/1 «О завершении строительства универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений по адресу: 4-й район Морского порта Санкт-Петербург (Угольная гавань, элеваторная площадка)»  объект вводится  в эксплуатацию по очередям:

1-я очередь (административно-бытовой корпус с ЦПУ и проходной; распределительная трансформаторная подстанция N 1; трансформаторная подстанция N 2 с компрессорной и маслонапорной станцией; трансформаторная подстанция N 4; отделение пылеподавления; здание железнодорожных весов с весовой N 1; технологический транспортный комплекс; канализационная насосная станция; насосная станция пожаротушения);

2-я очередь (технологический транспортный комплекс N 1);

3-я очередь (технологический транспортный комплекс N 2; компрессорная станция N 2; здание железнодорожных весов с весовой N 2).

По окончанию строительства  первой очереди составлены акты государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта № 35в от 03.10.2002,  № 43-а от 26.11.2002;

по второй - акт приемки законченного объекта государственной приемочной комиссии от 08.05.2003 № 14-в;   

по третьей – акт приемки объекта капитального строительства от 01.02.2008, разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.06.2008 № 78-2005в-2008, 78-2105в-2008.

Затраты по строительству объекта аккумулировались на счете 08 «Капитальные вложения».

 Законченный строительством объект (1, 2, 3 очереди) – Технологический транспортный комплекс (Универсальный перегрузочный комплекс минеральных удобрений)  введен в постоянную эксплуатацию   для использования  в производственной деятельности с 27.06.2008 приказом № 179 от 04.08.2009. На основании указанного приказа руководителя Обществом произведен  для целей налогового и бухгалтерского учета разделение ТТК  на отдельные  инвентарные объекты исходя из периода, в течение  которого использование каждого из объектов будет приносить экономические выгоды.

До подачи документов  на государственную регистрацию прав на объект недвижимости, учет объектов осуществлялся  на  отдельном субсчете 08.

Факт  приема комплекса  в постоянную эксплуатацию послужил основанием для предъявления налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного в ходе строительства подрядным организациям за выполненные на объекте работы.

Налоговый орган в ходе проверки признал правомерным применение налогового вычета в сумме 50 374 514 рублей, относящегося к расходам на строительство 3-й очереди  объекта, разрешение на ввод в эксплуатацию которого  выдано 26.06.2008.

Отказывая в применении налоговых вычетов в сумме 135 671 388 рублей,  инспекция указала, что строительство 1-й и 2-й очереди было завершено соответственно в 2002, 2003 годах, что подтверждено актами приемки законченных строительством объектов, объекты фактически эксплуатировали Обществом с момента приемки, в связи с чем право на налоговый вычет  возникло в 2003 – 2004 годах.

 Не оспаривая само право налогоплательщика на вычеты в заявленной сумме, а также полноту и достоверность представленных им документов, Инспекция ссылается на несоблюдение заявителем порядка и сроков предъявления сумм налога к вычету.

Порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Абзацем 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Норма пункта 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006, предоставляет налогоплательщикам право вычесть суммы налога, указанные в абзаце первом пункта 6 статьи 171 НК РФ, в общем порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.

Вместе с тем, в статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) установлены переходные положения в отношении порядка принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями и не принятых налогоплательщиком к вычету по состоянию на 01.01.2006.

В пункте 1 названной статьи (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) указано, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 этой же статьи (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Таким образом, законодатель предусмотрел различный порядок применения налоговых вычетов при проведении капитального строительства: до 1 января 2005 года; с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года; начиная с 1 января 2006 года.

Материалами дела установлено, что спорный НДС, уплачен  подрядным организациям  по  капитальному строительству, приемка в эксплуатацию отдельных объектов которого осуществлена в 2002, 2003 годах.

В соответствии с действующим  в указанный период законодательством, право на применение налоговых вычетов возникало по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, а именно  с момента  начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества, который начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (ПБУ 6/01), устанавливающего правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу n А56-34881/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также