Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу n А56-31196/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 декабря 2012 года

Дело №А56-31196/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   03 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Ю.А.Беляевой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Паленкова Т.В., Мясникова А.В. – доверенность от 10.05.2012

от ответчика (должника): предст. Таранов И.Е. – доверенность № 72-12-ПИ-06/20074 от 11.09.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18572/2012) ЗАО «ТОТЕМ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2012 по делу № А56-31196/2012 (судья Галкина Т.В.), принятое

по иску (заявлению) ЗАО «ТОТЕМ»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

закрытое акционерное общество «ТОТЕМ» (ОГРН 1117847286897; место нахождения: Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 23, литера А, пом. 6-Н) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 28.03.2012 № 72-12-359/ПН о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №277/2012.

Решением суда от 21.08.2012 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В апелляционной жалобе ООО «ТОТЕМ» просит решение суда от 21.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным оспариваемое постановление от 28.03.2012 № 72-12-359/ПН. Податель жалобы полагает, что совершенное обществом правонарушение (несвоевременная регистрация выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска) не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества и государства, а также не нарушило прав и интересов акционеров общества, в связи с чем должно быть отнесено к малозначительным.

В дополнениях к апелляционной жалобы общество также ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. Как указывает податель жалобы, общество не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; дело об административном правонарушении было рассмотрено административным органом 28.03.2012 в отсутствие законного представителя общества, который не был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Регионального отделения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ТОТЕМ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.07.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117847286897 (том 1 л.д.14).

В нарушение требований пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» общество не представило в установленный срок в регистрирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг.

По данному факту Региональным отделением 14.03.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг и 28.03.2012 вынесено постановление № 72-12-359/ПН о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 277-2012, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения и не установил нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Вместе с тем суд снизил размер примененной к обществу оспариваемым постановлением санкции до 500000 руб.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 21.08.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ) эмиссия ценных бумаг - установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Процедура эмиссии ценных бумаг определена статьей 19 Закона № 39-ФЗ, согласно которой процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг,

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг,

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг,

размещение эмиссионных ценных бумаг,

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг (абзац 3 пункта 1 статьи 19 Закона № 39-ФЗ).

Согласно пункту 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее - Стандарты) размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона № 39-ФЗ и пункта 2.6.1 Стандартов эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг вместе с документами, представляемыми для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг.

Статьей 15.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как установлено административным органом и судом первой инстанции, общество в нарушение требований пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 25 Закона № 39-ФЗ и пункта 2.6.1. Стандартов не представило в установленный срок (не позднее 30 дней с момента государственной регистрации, то есть не позднее 15.08.2011) в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ценных бумаг вместе с документами, предоставляемыми для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Факт нарушения процедуры эмиссии ценных бумаг обществом не оспаривается. Как установлено судом первой инстанции документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, представлены обществом в РО ФСФР в СЗФО только 04.04.2012 (то есть уже после вынесения оспариваемого постановления), государственная регистрация выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска осуществлена Региональным отделением 01.06.2012 (л.д.73-77).

В деле отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения заявителем публично-правовой обязанности по представлению в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг и документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а равно о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства в области рынка ценных бумаг, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

В данном случае суд апелляционной инстанции, оценив характер совершенного обществом правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

При этом, суд принимает во внимание, что документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчет о выпуске ценных бумаг представлены обществом в Региональное отделение уже после выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Совершенное заявителем правонарушение препятствует эффективному осуществлению органом, уполномоченным в области финансовых рынков, реализации возложенных на него задач по контролю за порядком эмиссии ценных бумаг и своевременному выявлению нарушений законодательства о ценных бумагах. Кроме того, нарушение сроков государственной регистрации выпуска акций может повлечь негативные правовые последствия, перечисленные в статье 26 Закона № 39-ФЗ, как для самого акционерного общества, так и для акционеров этого общества.

Обстоятельства совершения вменяемого обществу административного правонарушения не могут быть расценены как исключительные. Внутренние организационные проблемы общества, непродолжительный период деятельности, а также отсутствие дохода от предпринимательской деятельности не освобождают эмитента от соблюдения установленных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требований и не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Судом апелляционной инстанции также не установлено нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, письмом Регионального отделения от 01.02.2012 № 72-11-СФ-04/1873 общество извещалось по адресу государственной регистрации о месте и времени составления протокола 14.03.2012 в 11 час.00 мин. (л.д.61-64). Копия протокола об административном правонарушении от 14.03.2012 была направлена в адрес общества (л.д. 65-67), однако вся корреспонденция, направленная по адресу государственной регистрации общества, была возвращена органами почтовой связи в адрес отправителя. О времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении общество также извещалось телеграммой, направленной по адресу государственной регистрации (л.д. 51-52). Копия постановления от 28.03.2012 № 72-12-359/ПН, также направленная по адресу государственной регистрации общества, была заявителем по данному адресу получена (л.д.49).

Вся корреспонденция направлялась административным органом по адресу государственной регистрации общества, содержащемся в Едином государственном реестре юридических лиц (Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 23, литера А, пом. 6-Н).

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу n А56-70015/2011. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также