Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А21-3605/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 29 ноября 2012 года Дело №А21-3605/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лопато И.Б. судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б. при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А. при участии: от истца (заявителя): от ООО ТЭК-Калининград: Пужакова Е.В. по доверенности от 08.09.2012, от ООО ВестойлБалт: Курков А.А. по доверенности от 02.04.2012, от ООО Калининграднефтепродукт: Приходько В.И. по доверенности от 23.12.2011 № 04-04-55, от ООО Рос&Нефть: Ольшевский А.М. по доверенности от 02.05.2012 от ответчика (должника): Бирюк И.А. по доверенности от 16.01.2012 № 98/04 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18964/2012) (заявление) Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2012 по делу № А21-3605/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое по заявлению ООО «ТЭК-Калининград», ООО «ВестойлБалт», ООО «Калининграднефтепродукт» , ООО «Рос&Нефть» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о признании незаконным и отмене решения и предписаний
установил: Общество с ограниченной ответственностью «ТЭК-Калининград» (238310 Калининградская область, Гурьевский район, пос.Васильково, ул.Шатурская, 1в, ОГРН 1103925009781, далее - ООО «ТЭК-Калининград», заявитель 1) обратилось (09.04.2012 года) в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 10.01.2012 года №АМЗ-47/2011 и предписания от 10.01.2012 года №73/4-амз о нарушении ООО «ТЭК-Калининград», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ВестойлБалт», ООО «Рос & Нефть» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Общество с ограниченной ответственностью «ВестойлБалт» (236006 Калининград, ул. Горная, 2, ОГРН 1023901648352, далее - ООО «ВестойлБалт», заявитель 2) обратилось (10.04.2012 года) в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 года по делу №АМЗ-47/2011 в части признания действий ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в периоды с 03.08.2011 по 05.08.2011 и с 03.09.2011 по 06.09.2011, выдачи предписания, передачи дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным предписания от 10.01.2012 №73/5-амз по делу №АМЗ-47/2011. Определением суда от 10.04.2012 заявления ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» приняты, возбуждено производство по делу №А21-3605/2012. Общество с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт» (236000 Калининград, ул. Комсомольская, 22-б, ОГРН 1023900589240, далее - ООО «Калининграднефтепродукт», заявитель 3) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 по делу №АМЗ-47/2011 в части признания действий ООО «Калининграднефтепродукт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.08.2011 по 05.08.2011; признании недействительным предписания от 10.01. 2012 по делу №АМЗ-47/2011. Определением суда от 13.04.2012 заявление ООО «Калининграднефтепродукт» принято, возбуждено производство по делу №А21-3773/2012. Общество с ограниченной ответственностью «Рос & Нефть» (236039 Калининград, ул.Б.Хмельницкого, 86, ОГРН 1033902821798, далее - ООО «Рос & Нефть», заявитель 4) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 по делу №АМЗ-47/2011 и предписания от 10.01.2012 №73/2-амз. Определением суда от 04.05.2012 заявление ООО «Рос & Нефть» принято, возбуждено производство по делу №А21-4251/2012. Определением суда от 04.05.2012 по ходатайствам сторон в порядке статьи 130 АПК РФ дела №А21-3605/2012, №А21-3773/2012 и №А21-4251/2012 объединены в одно производство, делу присвоен номер №А21-3605/2012. Решением от 30.07.2012 суд первой инстанции заявленные требования обществ удовлетворил. В апелляционной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 30.07.2012 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно проведенному им анализу рынок розничной реализации топлива автомобильного топлива на территории г. Калининграда представляет собой рынок с низко развитой конкуренцией. Установление заявителями одинаковых розничных цен на такой товар или в одном ценовом диапазоне в отсутствие на то объективных причин повлекло за собой совместное единообразное повышение цен для выравнивания финансовых результатов. Таким образом, по мнению УФАС, действия организаций имели своей направленностью установление и поддержание цен в один период цен на нефтепродукты в одном интервале на соответствующем товарном рынке, что свидетельствует о нарушении ими требований части первой статьи 11 Закона №135-ФЗ. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители заявителей их отклонили, просили решение суда оставить без изменения. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства. В ходе проведения контрольных мероприятий (мониторинга розничных цен на автомобильное топливо) антимонопольный орган установил, что ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ТЭК-Калининград», ООО «ВестойлБалт» и ООО «Рос&Нефть» в период с 01.08.2011 года по 06.09.2011 года неоднократно повышали на территории города Калининграда цены на бензины автомобильные АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо. По результатам проведенного анализа полученных документов и сведений приказом от 12.09.2011 № 254 Управление возбудило дело № АМЗ-47/2011 по признакам нарушения обществами «Калининграднефтепродукт», «ТЭК-Калининград, «ВестойлБалт» и «Рос&Нефть» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции». В рамках антимонопольного производства УФАС выявило, что повышение цен хозяйствующими субъектами осуществлялось по видам автомобильного топлива относительно синхронно и единообразно (в тот же или на следующий день после повышения цены конкурентами). Так, Управлением установлено, что 03.08.2011 ООО «ВестойлБалт» повысило цены на бензин АИ-95 на 0,1 руб., на дизельное топливо - на 1,37 руб.; 04.08.2011 увеличили цены ООО «Калининграднефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» на бензин АИ-92 соответственно на 0,3 руб. и 0,4 руб. АИ-95 - на 0,2 руб. и на 0,25 руб., дизтопливо - на 0,2 руб. и на 0,3 руб.; 05.08.2011 - ООО «ТЭК-Калининград» повысило розничные цены на АИ-92 - на 1,7 руб., АИ-95 - на 1,2 руб., дизтопливо на 0,3 руб., однако на следующий рабочий день снизило цены на АИ-92 на 1,0 руб., АИ-95 - на 1,2 руб., то есть установило цены в диапазоне цен, установленных обществами «ВестойлБалт», «Калининграднефтепродукт» и «Рос&Нефть». Управление пришло к выводу, что при разных условиях хозяйствования (разные поставщики и закупочные цены на автомобильное топливо, затраты и порядок их списания на себестоимость, условия использования АЗС и пр.), одинаковые цены: - на бензин АИ-92 на 04.08.2011 и 08.08.2011 г. 25,90 руб./литр установили ООО Рос&Нефть, ООО ВестойлБалт, ООО ТЭК - Калининград; - на бензин АИ-95 на 03.08.2011 г. - 26,90 и 26,95 руб./литр установили ООО Рос&Нефть, ООО ВестойлБалт, ООО ТЭК - Калининград; - на дизельное топливо на 05.08.2011 практически одинаковые цены 25,40 - 25,50 руб./литр установили ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» и ООО «ТЭК - Калининград». Повторное относительно синхронное и единообразное повышение цен на автомобильное топливо осуществлено хозяйствующими субъектами ровно через месяц - в период с 03 по 06 сентября 2011 года, а именно: - ООО «Рос&Нефть» 03.09.2011 повысило цены на бензин АИ-92 на 0,40 руб./литр; 06.09.2011 на АИ-92 на 0,40 руб./литр, на АИ- 95 на 0,45 руб./литр, на дизельное топливо на 0,55 руб./литр.; - ООО «ВестойлБалт» 06.09.2011 повысило розничные цены на бензины АИ-92 и АИ-95 на 0,80 руб. и 0,30 руб. соответственно, на дизельное топливо цена повысилась на 0,15 руб./литр.; - ООО «ТЭК-Калининград» 03.08.2011 повысило розничные цены на бензины АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо на 1,50 руб., 1,70 руб. и 0,30 руб. соответственно, установив, таким образом, цены на автомобильное топливо в диапазоне цен других участников товарного рынка. Управление, отмечая, что основной целью деятельности обществ является извлечение прибыли, считает, что установление одинаковых розничных цен на автомобильное топливо или в одном ценовом диапазоне (с разницей 5, 10 копеек) произведено хозяйствующими субъектами без учета расходов на закупку топлива, издержек обращения, необходимого уровня рентабельности, а плановая розничная цена 1 литра автомобильного топлива ООО «Рос&Нефть», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ТЭК - Калининград» рассчитана без учета прибыли. Иными словами, у ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» в рассмотренный период отсутствовали объективные причины для повышения цен на нефтепродукты. Установив указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что действия хозяйствующих субъектов в период с 3-5 августа и 3-6 сентября 2011 года были непосредственно направлены на установление и поддержание цен на нефтепродукты в узком ценовом диапазоне на Калининградском рынке розничной реализации нефтепродуктов. По результатам рассмотрения антимонопольного дела, комиссия Управления вынесла решение от 10 января 2012 года №АМЗ-47/2011: 1. Признать действия ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.08.2011 по 05.08.2011. 2. Признать действия ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.09.2011 по 06.09.2011. 3. Выдать ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ОС «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действии, направленных обеспечение конкуренции, а именно: о необходимости проведения самостоятельной ценовой политики и формировании цен розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли. 4. Передать материалы дела №АМЗ-47/2011 в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности. На основании пункта 3 Решения УФАС выдало каждому хозяйствующему субъекту отдельное предписание. Предписаниями от 10.01.2012 №№ 73/2амз, 73/3амз, 73/4амз, 73/5амз, выданного каждому субъекту, управление обязало: 1.Прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно прекратить согласованные действия по установлению и поддержанию цен на бензины и дизельное топливо на рынке розничной реализации автомобильного топлива, проводить самостоятельную ценовую политику, формируя цену розничной реализации бензинов АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива, исходя из суммы необходимых для их реализации расходов и прибыли. 2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган до 20.03.2012 года. ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт», не согласившись с решением от 10.01.2012 №АМЗ-47/2011 и указанными предписаниями, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ). В статье 4 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) для целей правового регулирования даны следующие понятия: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А56-3564/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|