Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А21-3605/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2012 года

Дело №А21-3605/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     21 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от истца (заявителя):

от ООО ТЭК-Калининград: Пужакова Е.В. по доверенности от 08.09.2012,

от ООО ВестойлБалт: Курков А.А. по доверенности от 02.04.2012,

от ООО Калининграднефтепродукт: Приходько В.И. по доверенности от 23.12.2011 № 04-04-55,

от ООО Рос&Нефть: Ольшевский А.М. по доверенности от 02.05.2012

от ответчика (должника): Бирюк И.А. по доверенности от 16.01.2012 № 98/04

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-18964/2012)  (заявление)  Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 30.07.2012 по делу № А21-3605/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению ООО «ТЭК-Калининград», ООО «ВестойлБалт», ООО «Калининграднефтепродукт» , ООО «Рос&Нефть»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области

о признании незаконным и отмене решения и предписаний

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТЭК-Калининград» (238310 Калининградская область, Гурьевский район, пос.Васильково, ул.Шатурская, 1в, ОГРН 1103925009781, далее - ООО «ТЭК-Калининград»,  заявитель 1) обратилось (09.04.2012 года) в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным  решения от 10.01.2012 года №АМЗ-47/2011 и предписания от 10.01.2012 года №73/4-амз о нарушении ООО «ТЭК-Калининград», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ВестойлБалт», ООО «Рос & Нефть» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общество с ограниченной ответственностью «ВестойлБалт» (236006 Калининград, ул. Горная, 2, ОГРН 1023901648352, далее - ООО «ВестойлБалт», заявитель 2) обратилось (10.04.2012 года) в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 года по делу №АМЗ-47/2011 в части признания действий ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в периоды с 03.08.2011 по 05.08.2011 и с 03.09.2011 по 06.09.2011, выдачи предписания, передачи дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным предписания от 10.01.2012 №73/5-амз по делу №АМЗ-47/2011.

Определением суда от 10.04.2012 заявления ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» приняты, возбуждено производство по делу №А21-3605/2012.

Общество с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт» (236000 Калининград, ул. Комсомольская, 22-б, ОГРН 1023900589240, далее - ООО «Калининграднефтепродукт», заявитель 3) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 по делу №АМЗ-47/2011 в части признания действий ООО «Калининграднефтепродукт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.08.2011 по 05.08.2011; признании недействительным предписания от 10.01. 2012 по делу №АМЗ-47/2011.

Определением суда от 13.04.2012 заявление ООО «Калининграднефтепродукт» принято, возбуждено производство по делу №А21-3773/2012.

Общество с ограниченной ответственностью «Рос & Нефть» (236039 Калининград, ул.Б.Хмельницкого, 86, ОГРН 1033902821798,  далее - ООО «Рос & Нефть», заявитель 4) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании  недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10.01.2012 по делу №АМЗ-47/2011 и предписания от 10.01.2012 №73/2-амз.

Определением суда от 04.05.2012 заявление ООО «Рос & Нефть» принято, возбуждено производство по делу №А21-4251/2012.

Определением суда от 04.05.2012 по ходатайствам сторон в порядке статьи 130 АПК РФ дела №А21-3605/2012, №А21-3773/2012 и №А21-4251/2012 объединены в одно производство, делу присвоен номер №А21-3605/2012.

Решением от 30.07.2012 суд первой инстанции заявленные требования обществ удовлетворил.

В апелляционной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 30.07.2012 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно проведенному им анализу рынок розничной реализации топлива автомобильного топлива на территории г. Калининграда представляет собой рынок с низко развитой конкуренцией. Установление заявителями одинаковых розничных цен на такой товар или в одном ценовом диапазоне в отсутствие на то объективных причин повлекло за собой совместное единообразное повышение цен для выравнивания финансовых результатов. Таким образом, по мнению УФАС, действия организаций имели своей направленностью установление и поддержание цен в один период цен на нефтепродукты в одном интервале на соответствующем товарном рынке, что свидетельствует о нарушении ими требований части первой статьи 11 Закона №135-ФЗ.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители заявителей их отклонили, просили решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

В ходе проведения контрольных мероприятий (мониторинга розничных цен на автомобильное топливо) антимонопольный орган установил, что ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ТЭК-Калининград», ООО «ВестойлБалт» и ООО «Рос&Нефть» в период с 01.08.2011 года по 06.09.2011 года неоднократно повышали на территории города Калининграда цены на бензины автомобильные АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо.

По результатам проведенного анализа полученных документов и сведений приказом от 12.09.2011 № 254 Управление возбудило дело № АМЗ-47/2011 по признакам нарушения обществами «Калининграднефтепродукт», «ТЭК-Калининград, «ВестойлБалт» и «Рос&Нефть» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».

В рамках антимонопольного производства УФАС выявило, что повышение цен хозяйствующими субъектами осуществлялось по видам автомобильного топлива относительно синхронно и единообразно (в тот же или на следующий день после повышения цены конкурентами).

Так, Управлением установлено, что 03.08.2011 ООО «ВестойлБалт» повысило цены на бензин АИ-95 на 0,1 руб., на дизельное топливо - на 1,37 руб.; 04.08.2011 увеличили цены ООО «Калининграднефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» на бензин АИ-92 соответственно на 0,3 руб. и 0,4 руб. АИ-95 - на 0,2 руб. и на 0,25 руб., дизтопливо - на 0,2 руб. и на 0,3 руб.; 05.08.2011 - ООО «ТЭК-Калининград» повысило розничные цены на АИ-92 - на 1,7 руб., АИ-95 - на 1,2 руб., дизтопливо на 0,3 руб., однако на следующий рабочий день снизило цены на АИ-92 на 1,0 руб., АИ-95 - на 1,2 руб., то есть установило цены в диапазоне цен, установленных обществами «ВестойлБалт», «Калининграднефтепродукт» и «Рос&Нефть».

Управление пришло к выводу, что при разных условиях хозяйствования (разные поставщики и закупочные цены на автомобильное топливо, затраты и порядок их списания на себестоимость, условия использования АЗС и пр.), одинаковые цены:

- на бензин АИ-92 на 04.08.2011 и 08.08.2011 г. 25,90 руб./литр установили ООО Рос&Нефть, ООО ВестойлБалт, ООО ТЭК - Калининград;

- на бензин АИ-95 на 03.08.2011 г. - 26,90 и 26,95 руб./литр установили ООО Рос&Нефть, ООО ВестойлБалт, ООО ТЭК - Калининград;

- на дизельное топливо на 05.08.2011 практически одинаковые цены 25,40 - 25,50 руб./литр установили ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» и ООО «ТЭК - Калининград».

Повторное относительно синхронное и единообразное повышение цен на автомобильное топливо осуществлено хозяйствующими субъектами ровно через месяц - в период с 03 по 06 сентября 2011 года, а именно:

-  ООО «Рос&Нефть» 03.09.2011 повысило цены на бензин АИ-92 на 0,40 руб./литр; 06.09.2011 на АИ-92 на 0,40 руб./литр, на АИ- 95 на 0,45 руб./литр, на дизельное топливо на 0,55 руб./литр.;

-  ООО «ВестойлБалт» 06.09.2011 повысило розничные цены на бензины АИ-92 и АИ-95 на 0,80 руб. и 0,30 руб. соответственно, на дизельное топливо цена повысилась на 0,15 руб./литр.;

-  ООО «ТЭК-Калининград» 03.08.2011 повысило розничные цены на бензины АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо на 1,50 руб., 1,70 руб. и 0,30 руб. соответственно, установив, таким образом, цены на автомобильное топливо в диапазоне цен других участников товарного рынка.

Управление, отмечая, что основной целью деятельности обществ является извлечение прибыли, считает, что установление одинаковых розничных цен на автомобильное топливо или в одном ценовом диапазоне (с разницей 5, 10 копеек) произведено хозяйствующими субъектами без учета расходов на закупку топлива, издержек обращения, необходимого уровня рентабельности, а плановая розничная цена 1 литра автомобильного топлива ООО «Рос&Нефть», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ТЭК - Калининград» рассчитана без учета прибыли. Иными словами, у ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» в рассмотренный период отсутствовали объективные причины для повышения цен на нефтепродукты.

Установив указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что действия хозяйствующих субъектов в период с 3-5 августа и 3-6 сентября 2011 года были непосредственно направлены на установление и поддержание цен на нефтепродукты в узком ценовом диапазоне на Калининградском рынке розничной реализации нефтепродуктов.

По результатам рассмотрения антимонопольного дела, комиссия Управления вынесла решение от 10 января 2012 года №АМЗ-47/2011:

1. Признать действия ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.08.2011 по 05.08.2011.

2. Признать действия ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с осуществлением согласованных действий на товарном рынке, которые привели к установлению и поддержанию цен на автомобильное топливо в период с 03.09.2011 по 06.09.2011.

3. Выдать ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ОС «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действии, направленных обеспечение конкуренции, а именно: о необходимости проведения самостоятельной ценовой политики и формировании цен розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли.

4.  Передать материалы дела №АМЗ-47/2011 в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

На основании пункта 3 Решения УФАС выдало каждому хозяйствующему субъекту отдельное предписание.

Предписаниями от 10.01.2012 №№ 73/2амз, 73/3амз, 73/4амз, 73/5амз, выданного каждому субъекту, управление обязало:

1.Прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно прекратить согласованные действия по установлению и поддержанию цен на бензины и дизельное топливо на рынке розничной реализации автомобильного топлива, проводить самостоятельную ценовую политику, формируя цену розничной реализации бензинов АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива, исходя из суммы необходимых для их реализации расходов и прибыли.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган до 20.03.2012 года.

ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «ТЭК-Калининград» и ООО «ВестойлБалт», не согласившись с решением от 10.01.2012 №АМЗ-47/2011 и указанными предписаниями, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).

В статье 4 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) для целей правового регулирования даны следующие понятия: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу n А56-3564/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также