Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А56-21239/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 ноября 2012 года

Дело №А56-21239/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     22 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Третьяковой Н.О.

судей  Згурской М.Л., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Душечкиной А.И.

при участии: 

от истца (заявителя): Софян Б.С. по доверенности от 05.12.2011 № 01-30-620/11

от ответчика (должника): Минкевич Ю.Б. по доверенности от 01.01.2012 № 334

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19516/2012)  (заявление)  ОАО "Славянка" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2012 по делу № А56-21239/2012 (судья Бобарыкина О.А.), принятое

по иску (заявлению) Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербург"

к ОАО "Славянка"

о взыскании задолженности

установил:

государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (место нахождения1027809256254: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254) (далее – Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества «Славянка» (место нахождения: 129110, Москва,  Суворовская пл., д.2, стр.3, ОГРН 1097746264219) (далее – Общество, ответчик) 3 376 080,36 руб. задолженности, а так же 81 226,30 руб. неустойки.

Решением суда от 16.08.2012 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда изменить, уменьшив сумму задолженности до 2 512 982,26 руб. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что истцом были соблюдены положения нормативных актов, регламентирующих порядок отбора проб, по результатам которых было зафиксировано превышение установленных нормативов по качеству сточных вод, является необоснованным, так как в силу пункта 2.6 Порядка контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 № 201, отбор проб производится в присутствии ответственного представителя абонента. Доказательств извещения Абонента о заборе проб нет, из актов представленных суду следует, что они подписаны заместителем начальника госпиталя, полномочия которого не подтверждены.

  В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268  АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.08.2005 между ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (Предприятие) и 2000 отделением морской инженерной службы Ленинградской военно-морской базы   (Абонент) заключен договор № 07-39489/00-ОВ на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее – договор), по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать Абонента питьевой водой, и принимать в систему коммунальной канализации сточные воды от Абонента.

29.09.2010 к договору подписано Соглашение № 15, предметом которого является  принятие  ОАО «Славянка»  обязанностей Абонента по полной оплате услуг по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ по Договору.

25.05.2011 и 29.06.2011 Предприятием  были отобраны пробы сточных вод, что подтверждается актами отбора проб № 210251-240511-06 от 25.05.2011,                    № 212654-230611-06 от 29.06.2011.

В результате анализа проб было установлено превышение нормативов водоотведения по качеству, установленных Абоненту в составе допустимого сброса загрязняющих веществ, что подтверждается соответствующими протоколами № 6-4185/11 от 01.06.2011, № 6-5513/11 от 06.07.2011.

На оплату за превышение ПДК по общесплавной канализации Предприятием в адрес Общества выставлены счета, счета-фактуры                                 № 3631940071 от 30.06.2011 (за период 01.05.2011-31.05.2011), № 3631940077 от 22.07.2011 (за период 01.06.2011 – 30.06.11) на  общую сумму  910 962,60руб.

Поскольку указанная задолженность за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод Абонентом оплачена не была, Предприятие, рассчитав на сумму задолженности пени в соответствии с пунктом 5.6 договора, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.

Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

При заключении договора сторонами было согласовано, что абонент обязуется соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами (пункт 4.1.1 договора).

Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что расчеты абонента с предприятием за нарушение лимитов водопотребления (в случае их установления), лимитов  водоотведения, превышение нормативов водоотведения определяются в порядке, установленном  органом исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 5.2 договора расчеты производятся по инкассо в порядке акцепта плательщика, при этом, срок оплаты платежного требования после его выставления в банк, составляет 10 календарных дней.

Пунктом 5 Дополнительного соглашения № 15  стороны установили, что в случае неоплаты абонентом платежного требования по истечении 10 календарных дней с момента его выставления в банк, Предприятие начисляет пени за каждый день просрочки платежа. Пени начисляются исходя из размера процентной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части.

Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167).

Согласно consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22041;fld=134;dst=100061пункту 11 Правил № 167, прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ).

Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил № 167). Эти нормативы устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил № 167.

В соответствии с consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60566;fld=134;dst=100173пунктом 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

consultantplus://offline/main?base=LAW;n=60566;fld=134;dst=100186 Пунктом 65 Правил № 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

В соответствии с consultantplus://offline/main?base=LAW;n=22041;fld=134;dst=100194 пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно consultantplus://offline/main?base=LAW;n=8744;fld=134;dst=100005пункту 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Во исполнение Постановления № 1310 Правительством Санкт-Петербурга утверждено Постановление № 1677.

Согласно consultantplus://offline/main?base=SPB;n=60943;fld=134;dst=100025пункту 5 Постановления № 1677, утвержденного Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему приведенными положениями полномочий, с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.

Согласно пункту 22 Порядка плата за прием (сброс) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов ДК загрязняющих веществ и (или) НП общих свойств сточных вод, а также ВДК загрязняющих веществ и (или) ВДП общих свойств сточных вод, установленных организацией ВКХ в составе ДС загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле 4, для расчета используется общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех календарных месяцев.

При этом общий объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение нормативов водоотведения, независимо от даты отбора проб.

В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Согласно пункту 3.2.1 договора Абонент осуществляет контроль за составом и свойством сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения.

Ссылки ответчика на нарушения истцом порядка отбора проб отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку при отборе ряда спорных проб присутствовал представитель абонента - заместитель начальник госпиталя  Пивоваров В.К., подписавший акты отбора проб без каких-либо замечаний.

В соответствии с Приложением 2 к Приказу N 201 работы по отбору проб производятся в присутствии представителей Предприятия и ответственного представителя абонента (или лица, его замещающего). В случае невыделения абонентом ответственного представителя (или лица, его замещающего) или его неявки на отбор проб представители Предприятия производят отбор проб и оформляют соответствующие документы (см. п. 3.10) с пометкой: "Ответственный представитель абонента на отбор проб не явился". При этом отобранная проба считается действительной (пункты 3.4 и 3.5 Приложения 2).

Также и пунктом 66 Правил N 167 установлено, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и абонента.

Таким образом, из положений, указанных в нормативных актах, следует, что участие абонента в отборе контрольных проб сточных вод не является обязательным.

Абонент не воспользовался правом отбора параллельных проб сточных вод, предоставленным ему пунктом 68 Правил, согласно которому при отборе представителем организации ВКХ контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать параллельную пробу

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А26-6697/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также