Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А56-30785/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 ноября 2012 года

Дело №А56-30785/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     15 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Есиповой О.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  Шевченко П.А. по доверенности от 22.05.2012.

от ответчика:  Даниловой Л.А. по доверенности от 12.01.2012 № 02-30/12-0-0.

от 3-го лица: не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17871/2012) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности  на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2012 года  по делу № А56-30785/2012 (судья Галкина Т.В.), принятое

по заявлению ООО "Арт Корк Дизайн"

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

3-е лицо: Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга

О признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Арт Корк Дизайн» (194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 27, литер И, ОГРН 1117847084750, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 5/3, далее – Комитет) № 003-2012/П-211 от 26.04.2012, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 14.08.2012 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Комитет направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 14.08.2012 отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по обращению с отходами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.  Общество указывает, что оспариваемое постановление вынесено по результатам рассмотрения постановления природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2012, действовавшего на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». По мнению Комитета,  ООО «Арт Корк Дизайн» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отмены оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель заявителя возражал против ее удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие природоохранного прокурора, извещенного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Арк Корк Дизайн», в ходе которой установлено, что Общество, осуществляя деятельность  по торговле пробковыми покрытиями, не представило отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год; не провело инвентаризацию отходов и объектов их размещения; не установило лимиты на размещение отходов на 2012 год;  не составило паспорта на отходы 1-4 класса опасности.

По данному факту Природоохранный прокурор вынес 22.03.2012  постановление  о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и направил материалы дела в Комитет для решения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности.

По результатам рассмотрения представленных материалов  Комитет установил, что общество  осуществляет производство погонажных  изделий  из массива агломерированной  прессованной пробки. Постановлением от 26.04.2012 № 003-2012/П-211 Комитет привлек заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно статье 1 Федерального закона  «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, общество, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости квалифицировать  вмененное обществу правонарушение по статье 8.1 КоАП РФ является ошибочным.

В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Обществом не оспаривается, что в нарушение требований статьи 14 Закона N 89-ФЗ на момент проведения природоохранным прокурором проверки паспорта опасных отходов на образующиеся в процессе хозяйственной деятельности общества отходы не составлены, отнесение отходов к конкретному классу опасности не подтверждено.

Материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения дела общество направило в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу заявление о выдаче свидетельства о классе опасности и согласовании паспортов опасных отходов. Указанное обстоятельство принято во внимание при вынесении оспариваемого постановления и учтено административным органом в качестве смягчающего вину обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 2 указанного Порядка лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Приказом от 16.02.2010 N 30 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок предоставления отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления отчетности субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

В силу пунктов 4 и 5 Порядка предоставления отчетности отчетный период составляет один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что в нарушение вышеприведенных норм ООО «Арт Корк Дизайн» не представлена в территориальные органы Росприроднадзора соответствующая отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год (в срок до 15.01.2012).

Так как обществом не соблюдаются требования законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, его действия правомерно квалифицированы Комитетом по статье 8.2 КоАП РФ.

Вывод суда первой инстанции о проведении проверки с нарушением положений Закона № 294-ФЗ признается апелляционной коллегией ошибочным, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона  N 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а также при проведении административного расследования.

Материалы дела свидетельствуют, что проверка деятельности общества  была проведена природоохранным прокурором в соответствии

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А56-21606/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также