Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А26-4960/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 ноября 2012 года

Дело №А26-4960/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куписок А.Г.

при участии: 

от заявителя: Паромов В.А. (по паспорту)

от заинтересованного лица: Бокша Е.М. по доверенности от 20.06.2011 №01-59/5-22264

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18173/2012) Главы крестьянского фермерского хозяйства Поромова Василия Александровича на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 27.07.2012 по делу № А26-4960/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Поромова Василия Александровича

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании частично недействительным решения № 23осс от 06.02.2012 г.

установил:

глава крестьянского фермерского хозяйства Поромов В.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд, учреждение) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возместить расходы по выплате пособия по беременности и родам в сумме 41242,90 руб. Фактически заявителем частично оспаривается решение учреждения № 23осс от 06 февраля 2012 года, которым не приняты в счет средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы в сумме 41242 рубля 90 копеек.

Решением от 27.07.2012 в удовлетворении требований отказано.

Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, предпринимателем  представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие правомерность выплаты пособий по беременности и родам Поромовой Е.В.

Довод Фонда об отсутствии у заявителя экономической обоснованности и целесообразности приема на работу указанного работника на должность менеджера по продаже сельскохозяйственной продукции без какого-либо высшего образования, не должен приниматься арбитражным судом, т.к. это ограничивает права работодателя как стороны в трудовом договоре, так и субъекта экономической деятельности.

В судебном заседании предприниматель поддержал доводы в апелляционной жалобе и настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Фонда в судебном заседании не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,12 февраля 2010 года Поромов В.А. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, как глава крестьянского фермерского хозяйства.

Согласно штатному расписанию крестьянского фермерского хозяйства Поромова В.А., с 1 апреля 2011 года введена должность менеджера по продаже сельскохозяйственной продукции, с окладом 9090 рублей 91 копейка. До 01 апреля 2011 года в штате предпринимателя имелась должность животновод с окладом 3940 рублей, которую занимала Поромова Е.В.

Согласно трудовому договору от 01 апреля 2011 года, Поромова Е.В. принята на работу в крестьянское фермерское хозяйство Поромова В.А. на должность менеджера по продаже сельскохозяйственной продукции.

С 11 октября 2011 года Поромовой Е.В. предоставлен отпуск по беременности и родам.

Глава крестьянского фермерского хозяйства Поромов В.А. обратился в учреждение с заявлением о выделении средств по обязательному социальному страхованию в сумме 69982 рублей 83 копеек, в числе которых: пособие по временной нетрудоспособности в размере 768 рублей 93 копейки, пособие по беременности и родам в размере 68709 рублей 20 копеек, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 504 рублей 70 копеек.

Учреждением проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, по результатам которой 20 декабря 2011 года составлен акт № 1697, и 06 февраля 2012 года принято оспариваемое решение № 23осс.

Данным решением выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, с учетом начисленных страховых взносов за 2011 год и принятых к зачеты расходов, в размере 28 318 рублей 39 копеек; не приняты в счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы в сумме 41 242 рублей 90 копеек, в числе которых пособие по беременности и родам в размере 39 499 рублей 60 копеек, пособие по временной нетрудоспособности в размере 1 743 рублей 30 копеек.

Основанием для отказа в выплате заявленной предпринимателем суммы страхового возмещения послужили выводы Фонда о создании заявителем искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств Фонда при исчислении пособий указанному работнику.

Предприниматель, полагая, что указанным решением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения являются страхователями по обязательному социальному страхованию.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 указанного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

В силу подпунктов 7 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются видами страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам является государственным пособием, которое устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщины и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 14 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11 Закона N 255-ФЗ.

Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Из пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Следовательно, в данном случае на Фонде лежит бремя доказывания того, что он обоснованно не принял к возмещению расходы предпринимателя, связанные с выплатой работнику Поромовой Е.В. пособия по беременности и родам сумме 69 982,83руб.

Как установлено  судами из материалов дела, до 01 апреля 2011 года в штате предпринимателя имелась должность животновод с окладом 3840 рублей, которую занимала Поромова Е.В. (л.д.19).С учетом районного коэффициента и процентной надбавки заработная плата составляет на указанной должности 6 336руб.

Согласно штатному расписанию крестьянского фермерского хозяйства Поромова В.А., с 1 апреля 2011 года введена должность менеджера по продаже сельскохозяйственной продукции, с окладом 9090 рублей 91 копейка, на которую с указанного времени назначена  Поромова Е.В. (л.д.18). С учетом районного коэффициента и процентной надбавки заработная плата составляет на указанной должности 15 000руб.

В соответствии с действующим законодательством, работодатель должен уплачивать за своих работников страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ. Согласно статье 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Кроме того, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ работодатель, как налоговый агент, обязан перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Однако, как установлено судом, налог на доходы физических лиц в бюджет одновременно с выплатой заработной платы Поромовой Е.В. не перечислялся, а перечислен предпринимателем лишь 19 декабря 2011 года - после начала камеральной проверки. Письменных заявлений в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ, о невозможности удержать

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу n А21-3508/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также