Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу n А56-23285/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 октября 2012 года

Дело №А56-23285/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     10 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей  М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем А. Г. Куписок,

при участии: 

от истца (заявителя): К. В. Малков, доверенность от 04.09.2012 № 18/110(д), Е. Б. Шамшова, доверенность от 05.10.2012 № 18/159(д), И. М. Николаев, доверенность от 04.09.2012 № 18/102(д);

от ответчика (должника): 1) О. В. Павлова, доверенность от 11.01.2012 № 03-18/00110, И. М. Галстян, доверенность от 29.05.2012 № 03-18/04208; 2) Ю. М. Занько, доверенность от 11.10.2011 № 05-06/15644;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16588/2012) Отдела (межрайонный) вневедомственной охраны УМВД РФ по Гатчинскому району ЛО (по охране объектов на территории Гатчинского и Лужского районов ЛО) на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2012 по делу № А56-23285/2012 (судья О. В. Пасько), принятое

по иску (заявлению) Отдела (межрайонный) вневедомственной охраны УМВД РФ по Гатчинскому району ЛО (по охране объектов на территории Гатчинского и Лужского районов ЛО) (правопреемник – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД РФ по СПб и ЛО»)

к 1) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области, 2) УФНС России по Ленинградской области

о признании частично недействительными решений

установил:

Отдел (межрайонный) вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Гатчинскому району Ленинградской области (по охране объектов на территории Гатчинского и Лужского районов Ленинградской области) (ОГРН 1024701249352, адрес 188306, Ленинградская область, Гатчина, ул. Красная, д. 5 А) (далее – Отдел, заявитель) обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (адрес 188230, Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д. 15)  (далее – налоговый орган, инспекция, ответчик 1) о признании недействительным решения от 30.12.2011 № 12/74-Р в части доначислений по налогу на прибыль и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (адрес 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34) (далее – Управление, ответчик 2) о признании недействительным решения от 22.02.2012 № 16-21-10/02341 в соответствующей части (с учетом уточнений).

Решением суда первой инстанции от 18.07.2012 производство по делу в части требования о признании недействительным решения Управления в части оставления без изменения решения Инспекции в оспариваемой части прекращено. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Отдел просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Доводы подателя жалобы в обоснование своей позиции сводятся к тому, что оспариваемое решение незаконно возлагает на Отдел обязанность по уплате налога на прибыль организации, а также создает препятствия для осуществления подразделением вневедомственной охраны финансово-хозяйственной деятельности, что повлечет недополучение федеральным бюджетом денежных средств; средства, поступающие подразделениям ВО, являются неналоговыми доходами федерального бюджета; деятельность по охране имущества является для отдела вневедомственной охраны основной; по смыслу положений федеральных законов о бюджетах имеется в виду обязанность ОВО по уплате иных видов налогов с неосновных видов деятельности; у ОВО не возникло налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, и у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога на прибыль, так как его расходы превысили доходы от деятельности по охране объектов и имущества физических и юридических лиц; заявитель был необоснованно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ; суд первой инстанции неправомерно не произвел снижение штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность Отдела обстоятельств.

Заявителем было представлено ходатайство о замене его на Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» в связи с реорганизацией.

Апелляционный суд находит данное ходатайство подлежащим удовлетворению и в порядке статьи 48 АПК РФ производит замену Отдела на Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (ОГРН 1127847446088, адрес 197022, Санкт-Петербург, Песочная набережная, д. 22, лит. А).

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, оспоривший ненормативные правовые акты (в части) Инспекции и Управления Отдел (межрайонный) вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Гатчинскому району ЛО (по охране объектов на территории Гатчинского и Лужского районов ЛО) являлся правопреемником Отдела вневедомственной охраны Отдела МВД РФ по Лужскому району ЛО (далее также – Отдел).

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Отдела по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль организаций за 2008-2010, налога на имущество организаций за 2008-2009, правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности перечисления НДФЛ за 2008-2010.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение от 30.12.2011 № 12/74-Р.

Указанным решением, в оспариваемой части, Отдел был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль за 2008-2010 в размере 2509913 руб., в виде штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2009, полугодие 2009, 9 месяцев 2009 в количестве 3 документов, в размере 150 руб. Также Отделу были начислены пени по налогу на прибыль организаций в размере 3411891,05 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 12559237 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления от 22.02.2012 № 16-21-10/02341 указанное решение Инспекции оставлено без изменения.

Основанием для доначислений Отделу по налогу на прибыль послужил вывод Инспекции о том, что Отдел неправомерно не учитывал в целях налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, полученные в 2008-2010 от коммерческой деятельности, в сумме 59185686 руб.

Из материалов дела следует, что в проверяемых периодах Отдел осуществлял оказание услуг юридическим и физическим лицам по охране их имущества за плату на основании договоров, сдачу в аренду нежилого помещения.

Отдел с сумм доходов по данным финансово-хозяйственным операциям налог на прибыль не исчислял и не уплачивал, полагая, что спорные средства являются неналоговыми доходами федерального бюджета, получение прибыли не может быть целью органа государственной власти, входящего в систему МВД РФ, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 НК РФ.

В силу положений статей 6, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации вневедомственная охрана, финансируемая за счет средств федерального бюджета, относится к государственным бюджетным учреждениям.

Материалами дела подтверждается, что Отдел является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения федеральной формы собственности.

В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются российские организации, в том числе бюджетные учреждения, которые исчисляют налог на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 321.1 НК РФ (утратила силу с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Согласно статьям 247 и 248 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества, арендные услуги за плату, то есть на возмездной основе. Возмездное оказание услуг отделами вневедомственной охраны в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц, арендных услуг должно отражаться в бухгалтерском учете как получение (начисление) дохода.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.

Доходы от реализации бюджетными учреждениями платных услуг в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, не включены.

Следовательно, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов.

К числу неналоговых доходов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 41 БК РФ).

Одновременно пунктом 2 статьи 42 БК РФ предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" содержит аналогичное положение.

Соответственно, до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениям вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно статье 321.1 главы 25 НК РФ налогоплательщики – бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 321.1 НК РФ в целях настоящей главы иными источниками – доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ предусмотрено, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что в 2008-2010 Отдел вел раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных)

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу n А56-2870/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также