Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2012 по делу n А26-3762/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 октября 2012 года

Дело №А26-3762/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     09 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Абакумова И.Д., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии:

от заявителя: Тихомировой С.В. по доверенности от 10.07.20124;

от заинтересованного  лица: не явились-извещены (уведомление №69552);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-13787/2012) ООО «МКС-Петрозаводск» на решение  Арбитражного  суда Республики Карелия  от  23.07.2012  по делу № А26-3762/2012 (судья   Свидская А.С.) , принятое

по заявлению ООО «МКС-Петрозаводск»

 к  Главному Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Карелия

  о  признании  незаконным  и  отмене  постановления

установил:

            ООО «МКС-Петрозаводск» (185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 16, ОГРН 1051000006617, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главному Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Свердлова, д.22, далее орган пожарного надзора) от 05.04.2012 №12 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением  суда  первой  инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.

Не  согласившись  с  решением  суда,  общество  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой, повторив позицию, изложенную в заявлении,  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об    удовлетворении  заявленных  требований.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что орган пожарного надзора не доказал наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности. По мнению заявителя, управляющая компания неправомерно привлечена к административной ответственности  за ненадлежащее соблюдение правил пожарной безопасности, поскольку  в соответствии с условиями договора на управление многоквартирным домом  ответственность за соблюдение  данных правил несут собственники жилых помещений. В рассматриваемом случае                                                                                                         в спорном подвале жилого дома расположены сараи, предусмотренные проектом здания, указанные сараи принадлежат и эксплуатируются собственниками данного жилого дома. Кроме того, общество считает, что привлечение его к административной ответственности без участия законного представителя, находящегося в отпуске, является существенным процессуальным нарушением, не позволившим   обществу должным образом реализовать  свои права на защиту.

 Орган пожарного надзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направил.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

 Выслушав представителя общества, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы. 

Как  видно  из  материалов  дела, в период  с 13 по 14 марта 2012 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности города Петрозаводска Главного Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Карелия проведена проверка информации о пожаре (журнал регистрации пожаров за № 438 от 13.03.2012) , произошедшем 13 марта 2012 года в подвале многоквартирного жилого дома  №18 по улице Герцена в городе Петрозаводске (вход в подвал между подъездами №4 и №5).

     После обследования проверяемого объекта 13.03.2012 органом пожарного надзора  составлены: рапорт начальника караула пожарной части по охране города Петрозаводска, акт о пожаре от 13.03.2012, протокол дополнительного осмотра места происшествия с фототаблицей,  рапорт от 14.03.2012 ;получены  объяснения свидетелей от 13.03.2012.

 В указанных документах зафиксировано, что двери в подвал  жилого дома находятся в открытом состоянии, окна заколочены ДВП, площадь пожара составила 28 кв. м., подвальное помещение захламлено мусором (бывшими в употреблении предметами одежды и мебели). Согласно объяснениям жильцов дома в подвал проникают через дверь или окно, решетка на котором свободно снимается, и живут в нем лица без определенного места жительства.

     Нарушение обществом  требований  Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 40 и 44  Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер №4838) послужило основанием для составления органом пожарного надзора в отношении ООО «МКС-Петрозаводск», как управляющей компании,   протокола об административном правонарушении  от 03.04.2012 №12 по части 1   статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании материалов административного дела и протокола об  административных правонарушениях от 03.04.2012 №12 главным государственным инспектором Отдела надзорной деятельности  УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия вынесено постановление об административном правонарушении  от 05.04.2012 №12 о привлечении ООО «МКС-Петрозаводск» к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях   в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей  за нарушение правил пожарной безопасности.

 Общество не  согласилось  с  указанным  постановлением   и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием оснований для привлечения   к административной ответственности. 

Суд  первой  инстанции,  отказывая  обществу  в  удовлетворении  заявленных  требований,  дал   оценку  обстоятельствам  дела  и  правильно  применил  нормы  материального  и  процессуального  права.

   В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

     Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.  В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.     

     Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые также являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).

В соответствии со статьей 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

     Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

     Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

     Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил №491 в состав общего имущества включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.

 Подпунктом «у» пункта 11 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Согласно договору на управление многоквартирным домом(л.д.107-116) и договору о передаче полномочий №7 от 10.10.2011(л.д.130-149) управляющей организациий многоквартирным домом №18 по улице Герцена в городе Петрозаводске  является ООО «МКС-Петрозаводск» (ранее-ООО «Жилфонд-Служба»).

     Согласно пункту 1.1 договора на управление многоквартирным домом управляющая организация по поручению собственника принимает на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома, а именно, от его имени и за его счет обязуется организовать выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Приказом от 08.11. №5-0д назначено ответственное лицо за обходы подвальных помещений в многоквартирных жилых домах (л.д.104).

     Таким образом, общество, приняв на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома №18 по улице Герцена в городе Петрозаводске, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности и, следовательно, несет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях.

   Установление пунктом 4.10 указанного договора обязанности собственников по соблюдению правил пожарной безопасности не освобождает управляющую организацию от обязанности по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в части обеспечения мер пожарной безопасности в отношении общего имущества дома.

С учетом изложенного,  общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.    

В силу пункта 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается хранение и применение в подвалах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах.

 При этом, пунктом 44 ППБ 01-03  предусмотрено, что двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок; на дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей; окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.

     Материалами дела подтверждается и обществом не отрицается, что на момент проверки, в  подвальные помещения многоквартирного  жилого дома №18 по улице Герцена в городе Петрозаводске захламлены мусором (бывшими в употреблении предметами одежды и мебели).

Суд первой инстанции обоснованно не принял ссылку  общества на то, что  за захламление подвала многоквартирного дома должны отвечать собственники квартир, у которых в  данном подвале находились сараи, предусмотренные проектом здания, поскольку  отсутствуют доказательства, что указанные в техническом паспорте на дом сараи принадлежат собственникам квартир, то есть не относятся к общему имуществу дома.   Более того, из фототаблицы видно, что мусор (доски, бывшие в употреблении мебель и одежда) находится на всей площади подвального помещения, в том числе  и вне сараев.

Таким образом, обществом допущено нарушение пунктов 40 и 44  ППБ 01-03.

За  нарушение  требований  пожарной  безопасности,  установленных  стандартами,  нормами  и  правилами,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  ст.8.32,  11.16  данного  Кодекса административная ответственность предусмотрена частью 1  статьи 20.4  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2012 по делу n А26-585/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также