Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу n А56-21897/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 октября 2012 года

Дело №А56-21897/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     04 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи  Семеновой А.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от заявителя: предст. Иванова Н.А. (по доверенности от 13.04.2012)

от ответчика: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-15924/2012)  ООО "ПАЛАТИНО" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2012  по делу № А56-21897/2012 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ООО "ПАЛАТИНО"

к Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли

об оспаривании распоряжения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПАЛАТИНО" (197371, Санкт-Петербург, Комендантский пр-кт, 17, 1, ОГРН 1077847453771) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене  распоряжения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли (190000, Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, д. 16, ОГРН 1027810253635) (далее - Комитет, административный орган) от 12.03.2012 № 304-р о приостановлении действия лицензии.

Решением суда от 04.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда от 04.07.2012. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что проверяемый объект находится в одном здании с медицинской организацией, а не на прилегающей к ней территории, в связи с чем, судом неверно применены положения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) в соответствии с которым к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям. Также судом оставлено без внимания, что основанием приостановления действия лицензии Комитетом указано несоблюдение ООО «ПАЛАТИНО» положений пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ в ранее действовавшей редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ, которая не имеет обратной силы. Кроме того, Общество не согласно с оценкой представленных в материалы дела договора аренды имущества от 01.02.2012 № А-1/2012 и схемы прохода.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Представитель Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет с доводами не согласился, сославшись на их несостоятельность, просил оставить обжалуемое решение  без изменения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество  имеет лицензию серии КЭР СПб № 78-003966, регистрационный номер 00238/2009 от 08.06.2009, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, часть помещений 39Н (комнаты 11, 13, 18), со сроком действия до 08.06.2012.

На основании распоряжения от 28.11.2011 № 1438-р, Комитетом 28.11.2011 проведена плановая выездная проверка Общества на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (л.д. 43), в ходе которой проверяющими установлено нарушение обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно: обособленное подразделение Общества находится на прилегающей к медицинской организации территории.

15.12.2011 по результатам проверки составлен акт № 1438/11 (л.д. 10-14) и выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (л.д. 15), которым обществу предложено представить в Комитет документальное подтверждение устранения выявленных нарушений в срок до 16.02.2012. Этим же предписанием обществу разъяснены последствия неисполнения предписания в виде приостановления действия лицензии.

Распоряжением Комитета от 12.03.2012 № 304-р приостановлено действие лицензии серии КЭР СПб № 78-003966, регистрационный номер 00238/2009 от 08.06.2009, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, часть помещений 39Н (комнаты 11, 13, 18), в связи с невыполнением предписания Комитета.

Общество, не согласившись с распоряжением Комитета, оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, и суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть  5 статьи 200 АПК РФ).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливает Федеральный закон N 171-ФЗ.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 этого закона, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 11 этого закона, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

   Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции определен в статье 19 Федерального закона № 171-ФЗ.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.

   Пунктом 2 данной статьи установлены запреты на розничную продажу алкогольной продукции.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 того же закона к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок определения прилегающих территорий не установлен.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171 органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. Законом установлено, что к прилегающим территориям относятся территории, непосредственно примыкающие к объектам и ограниченные расстояниями, установленными органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга. Таким образом, для определения прилегающей территории в случае нахождения обособленного подразделения организации в одном здании, строении, сооружении с защищаемым Федеральным законом № 171-ФЗ объектом, в котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Комитет применяет федеральное законодательство и законодательство города Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (далее - Положение) Федеральная служба по регулированию алкогольной рынка (далее - РАР РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. В соответствии с пунктом 6.3 Положения РАР РФ обладает полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Разъяснений по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ» (далее - Разъяснения) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона.

Таким образом, применение Закона, устанавливающего порядок определения территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции, возможно в части, не противоречащей федеральному законодательству.

В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 18.07.2007 г. N 385-71 "О порядке определения в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции» (далее Закон Санкт-Петербурга N 385-71), к местам массового скопления граждан и местам источников повышенной опасности отнесены здания, строения, помещения, используемые детскими организациями, образовательными организациями для осуществления основных видов деятельности, а также иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные в соответствии с федеральным законодательством.

К территориям, прилегающим к местам массового скопления граждан, на которых не допускается розничная продажа названной алкогольной продукции, отнесены территории, непосредственно примыкающие к объектам и ограниченные расстояниями, установленными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.

Частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 2011 года, действуют до окончания срока их действия.

Однако, организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе, если место расположения обособленного подразделения относится к территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации.

Судом по материалам

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу n А56-65285/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также