Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу n А56-9231/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 октября 2012 года

Дело №А56-9231/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     27 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Ю.А. Беляевой

при участии: 

от истца (заявителя): представителя А.В. Железняк (доверенность от 01.01.2012)

от ответчика (должника): представителя Л.А. Даниловой (доверенность от 12.01.2012 №02-30/12-0-0)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-15943/2012) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2012 по делу № А56-9231/2012 (судья Т.М. Ресовская), принятое

по иску (заявлению) ОАО "Северная Венеция"

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства СПб

о  признании недействительным предписания от 17.02.2012 №003-2012/Прп-63

 

установил:

   Открытое акционерное общество «Северная Венеция» (место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д.6, литер А, пом. 24-Н, ОГРН 1027804866220) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Предписания Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: (место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.5/3) (далее – Комитет) от 17.02.2012 № 003-2012/Прп-63 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Решением от 21.06.2012 суд признал незаконными пункты 1-5 оспариваемого предписания и пункт 6 - в части ссылки на Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда в части признания недействительными пунктов 1-5 Предписания. По мнению подателя жалобы, в процессе деятельности Общества образуются отходы, в том числе  IV класса опасности, следовательно, на данный вид отхода должен быть разработан и согласован в установленном порядке паспорт отхода, а также свидетельство об отнесении отхода к конкретному классу опасности. Кроме того, Комитет указал, что Общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие эксплуатации автомобилей.

В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что в период с 10.02.2012 по 17.02.2012 на основании распоряжения от 01.02.2012 N 003-2012/Р1-63 Комитетом проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В ходе проверки выявлены нарушения, в том числе в сфере обращения с отходами, отраженные в Акте проверки от 17.02.2012 №003-2012/Акп-63 (л.д.9-12).

По результатам проверки Комитетом вынесено Предписание от 17.02.2012 № 003-2012/Прп-63 (далее – предписание) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (л.д.7-8), согласно которому Обществу предписано:

1. Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на основании требований ст. 11 и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

2. Получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по объектам офисной деятельности, на основании требований п. 1 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 Закона № 89-ФЗ.

3. Составить паспорта опасных отходов на образующиеся у Общества отходы, на основании требований ст. 14 Закона № 89-ФЗ.

4. Провести работы по подтверждению образующихся отходов к конкретному классу опасности, на основании требований ст. 14 Закона № 89-ФЗ.

5. Вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на основании п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, п. 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 30 от 16.02.2010 (далее – Приказ №30).

6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ст. 23 Закона № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ (далее – Закон №96-ФЗ), Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Предписания недействительным.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что Общество занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Чкаловский проспект, дом 15, литера А, 4 этаж, на основании договора аренды от 15.07.2011 №15/6001/11 с собственником здания - ОАО "Первая образцовая типография". Помещение используется под офис, основная  деятельность Общества - офисная деятельность по оказанию лизинговых услуг. Обществом эксплуатируется 4 ед. автотранспортных средств, использующих бензин.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Пунктом 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно пункту 5.3 Акта проверки в результате хозяйственной деятельности Общества образуются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности) – образуется в процессе потребления сотрудников предприятия, и отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (V класс опасности) – образуется при делопроизводстве и офисной деятельности.

В пунктах 5.4-5.5 Акта указано, что сбор отходов организован в контейнерах на территории арендодателя, который занимается организацией складирования и вывоза на размещение отходов, образующихся в результате деятельности арендаторов здания, в том числе, Общества. Общество не ведет деятельности в области обращения с отходами (по сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Постановлением от 04.09.2012 по делу №А56-12370/2012 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 08.06.2012, вынесенное по результатам рассмотрения заявления ОАО «Северная Венеция» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2012 №003-2012/П-63-123 о привлечении к административной ответственности по результатам плановой выездной проверки, которые явились основанием для вынесения Предписания, оспариваемого Обществом по настоящему делу. 

В постановлении от 04.09.2012 по делу №А56-12370/2012, имеющем преюдициальное значение для настоящего дела, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд установил, что Комитет не представил доказательств, которыми подтверждаются факты обнаружения на территории Общества опасных отходов, образовавшихся в результате его производственной деятельности.

Протокол осмотра территории проверяющими не составлялся. Таким образом, выводы о наличии отходов I - IV классов опасности, а также о том, что эти отходы образуются в результате производственной деятельности и являются отходами именно заявителя (с учетом наличия прочих арендаторов, в результате деятельности которых также могут образовываться отходы), являются бездоказательными, сделанными лишь на основе наличия договора аренды с собственником здания, занимающимся вывозом отходов.

Ссылка подателя жалобы на справку от 10.02.2012, подписанную генеральным директором Д.Н. Ивановым, является несостоятельной, так как в указанном документе не указано, какой вид бытового мусора образуется в результате деятельности Общества (л.д.45).

Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что      Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 309-ФЗ) в Закон об отходах были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения «обращение с отходами» и видов такой деятельности.

В Законе № 309-ФЗ образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие «накопление отходов», под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу n А56-28027/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также