Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2012 по делу n А56-17959/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 октября 2012 года

Дело №А56-17959/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     25 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Фокиной Е.А., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии:

от заявителя: не явился-извещен ( уведомление №60490);

от заинтересованного лица: Шестерикова Д.С. по доверенности от 07.03.2012 №16/053499;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-14023/2012) индивидуального предпринимателя Шваба Геннадия Леонтьевича на  решение  Арбитражного суда   Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от  14.06.2012 по делу № А56-17959/2012 (судья  Боровлев Д.Ю.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя Митленко Елены Викторовны 

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  №11 по Санкт-Петербургу

о  признании  незаконным  и  отмене  постановления 

установил:

   Индивидуальный предприниматель Шваб Геннадий Леонтьевич ( ОГРНИП 310784735000178 , далее-предприниматель) обратился  в  Арбитражный  суд   Санкт-Петербурга и Ленинградской области   с  заявлением  о признании  незаконными  и  отмене  постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24  по Санкт-Петербургу (193315, г.Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., д.78, далее- налоговый орган) от 07.03.2012 №94 о  привлечении  предпринимателя  к  административной  ответственности  по части 2 статьи 14.5  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

Решением суда первой инстанции   предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.

Не  согласившись  с  решением  суда,  предприниматель Шваб Г.Л. направил  апелляционную  жалобу,  в  которой  просил  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об    удовлетворении  заявленного требования по тем основаниям, что  налоговым органом документально не доказано событие  вменяемого предпринимателю правонарушения, поскольку и акт проверки и протокол осмотра являются ненадлежащими доказательствами по делу (составлены без участия предпринимателя).  Между тем,  материалами административного дела подтверждается, что, лицо, осуществившее оплату услуг  за мобильную связь на платежном терминале , получило квитанцию-чек, на которой имеются все необходимые реквизиты, предусмотренные  частью 2 статьи 5 Закона №103-ФЗ.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд своих представителей не направил.

Представитель налогового органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что актом проверки и протоколом осмотра помещения подтверждается отсутствие в составе платежного терминала  контрольно-кассовой техники.

  Законность  и  обоснованность  принятого  решения в обжалуемой части проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав представителя налогового органа, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции    находит   ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как  видно  из  материалов  дела, 25.01.2012  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №24 по Санкт-Петербургу    проведена  проверка предпринимателя Шваба Геннадия Леонтьевича   по  вопросу  соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и   Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

По  результатам  проверки налоговым органом 25.01.2012 составлен  акт   №050399 , протокол осмотра помещения №0560399 и  протокол опроса свидетеля Повинкова И.А. №0560399, из которых следует, что   при приеме платежей ( за услуги  мобильной связи в размере  50 рублей) через платежный терминал, принадлежащий предпринимателю и установленный по адресу: Санкт-Петербург, Товарищеский проспект, дом 8,корп.2, не были применена контрольно кассовая техника ( по причине  ее отсутствия). При этом гражданину Повинкову И.А. на указанную сумму  была выдана квитанция –чек № 3175.

22.02.2012 налоговым органом составлен  протокол  об  административном  правонарушении №50399 , в котором действия предпринимателя квалифицированы по части 2  статьи 14.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

  На  основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении 07.03.2012 начальником Межрайонной ИНФС России №24 по Санкт-Петербургу  вынесено  постановление   №25 о привлечении предпринимателя Шваба  Геннадия Леонтьевича к административной  ответственности по части 2  статьи 14.5  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в виде  штрафа в размере 4 000 рублей.

Предприниматель  с  указанным  постановлением  не  согласился и обратился в арбитражный  суд с заявлением о признании его незаконным в связи с  недоказанностью события правонарушения.

Суд  первой  инстанции, отказывая в признании  оспариваемого постановления   незаконным, пришел к ошибочному выводу о  доказанности  как факта правонарушения, так и вины предпринимателя  в  его совершении. 

     Частью 2 статьи 14.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

            Согласно статье 1 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника - это кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетах. 

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 №941-1 «О налоговых органах РФ» и пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2

Частью 1 статьи 6 Закона № 103-ФЗ   установлены требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц:

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (часть 4 статьи 6 вступает в силу с 01.04.2010).

В силу части 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

 Кроме того, применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 Закона № 103-ФЗ, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 1.1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна, в том числе: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат.

Оспариваемым постановлением  предприниматель привлечен к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники (по причине ее отсутствия) при осуществлении  оплаты за услуги связи в размере 50 рублей, осуществленной через платежный  терминал, принадлежащий предпринимателю и установленный по адресу: Санкт-Петербург, Товарищеский проспект, дом 8,корп.2. 

Согласно статье 26.2 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В обоснование факта  правонарушения налоговый орган ссылается на акт проверки от 25.01.2012 № 050399  и протокол осмотра помещения №050399.

Указанные доказательства не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств наличия в действиях (бездействии) общества события вменяемого административного правонарушения в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 27.8 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений осуществляется в присутствии индивидуального предпринимателя лица и двух понятых.

Согласно части 4 статьи 27.8 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  об осмотре

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2012 по делу n А26-1752/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также