Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу n А56-31198/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 сентября 2012 года

Дело №А56-31198/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     20 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  И.Д. Абакумовой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Ю.А. Беляевой

при участии: 

от истца (заявителя): представителя Е.А. Винокуровой (доверенность от 10.05.2012)

от ответчика (должника): не явился (уведомлен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-13509/2012)  ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2012 по делу № А56-31198/2012 (судья Т.В. Галкина), принятое

по иску (заявлению) ООО "Корейские шины"

к ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления от 10.05.2012 №65-НН

установил:

Общество с  ограниченной ответственностью "Корейские шины" (ОГРН: 1107847053236, место нахождения: 192281, г.Санкт-Петербург, Загребский б-р, д.23, корп.2, кв. 278) (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора  в Мурманской области (место нахождения: 1183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д.7) (далее – Управление) от 10.05.2012 №65-НН по делу  №47-12/98 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 22.06.2012 суд удовлетворил заявленное требование.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и принять новый судебный акт по делу, полагая, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также не доказаны имеющие для дела обстоятельства. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд необоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям положения не действующего на дату совершения административного правонарушения приказа ФТС России №125 от 05.02.2009, в то время как с 16.07.2010 таможенные органы выявляют нарушения валютного законодательства в порядке, установленном приказом ФТС России от 16.07.2010 №1355дсп.  Кроме того, административный орган считает, что с учетом проведения Обществом ряда валютных операций до подачи спорных таможенных деклараций Мурманская таможня как агент валютного контроля правомерно осуществляла валютный контроль в отношении указанных валютных операций и обоснованно составила протокол об административном правонарушении.

В судебное заседание представитель Управления, уведомленного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, ходатайство судом удовлетворено. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество (Покупатель) 19.07.2010 заключило договор купли-продажи № G/2010/8132/RUS (далее – Договор) с фирмой «PT Gajan Tunggal Tbk» (Индонезия) (Продавец, нерезидент), на поставку товаров (автомобильных шин). Сумма контракта составила 2 млн. долларов США.

26.08.2010 Обществом на основании Договора в филиале Кировский объединенный ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» (банк ПС) оформлен паспорт сделки №10080124/0439/0005/2/0.

В связи с реорганизацией банка 27.03.2011 Общество оформило новый паспорт сделки №11030175/1000/0071/2/0, переоформленный 30.05.2011 в связи с изменением суммы контракта (3,5 млн. долларов США).

Во исполнение обязательств по контракту Обществом на таможенную территорию Российской Федерации (таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни) поставлен товар по:

- ДТ №10216110/040511/0023062 («выпуск товара разрешен» 06.05.2011) на сумму 21674,06 долларов США;

-  ДТ №10216100/040511/0041846 (выпуск товара разрешен 06.05.2011) на сумму 21196,46 долларов США;

- ДТ №10216100/050511/0042581 (выпуск товара разрешен 06.05.2011) на сумму 73228,41 долларов США  (т.1, л.д. 126-128).     

В соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) Общество обязано было не позднее 21.05.2011 представить в банк ПС два экземпляра справки о подтверждающих документах по каждой из ДТ, подтверждающей факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 01.06.2011, то есть с пропуском установленного срока на 11 календарных дней (по ДТ №10216110/040511/0023062); 30.05.2011, то есть с пропуском срока представления на 9 календарных дней (по ДТ №10216100/040511/0041846); 28.06.2011, то есть с нарушением установленного срока на 38 дней (по ДТ 10216100/050511/0042581).

В связи с выявлением в деятельности Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом Мурманской таможни 23.01.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №10207000-57/2012 (т.1 л.д. 57-63).

22.02.2012 Мурманской таможней составлен протокол об административном правонарушении по указанной квалификации (рег. номер дела №10207000-57/2012) (т.1 л.д. 67-72). Указанный протокол определением Руководителя Управления от 15.03.2012 был возвращен в таможенный орган для устранения недостатков.

02.04.2012 таможенным органом повторно составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (т.1 л.д.73-79).

Письмом от 05.04.2012 Руководителя Управления протокол от 05.04.2012 был также возвращен в Мурманскую таможню для исполнения определения от 15.03.2012.

25.04.2012 Мурманской таможней был составлен протокол об административном правонарушении №10207000-57/2012, из которого следует, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (т.1 л.д.80-85).

Постановлением Управления от 10.05.2012 №65-НН по делу 47-12/98 Общество признано виновным и с учетом положения части 2.2 статьи 4.4 КоАП РФ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей (т.1 л.д. 88-94).

Посчитав постановление Управления незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).

В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.

Справка о подтверждающих документах, упомянутая в пункте 2.2 Положения N 258-П, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 №1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" отнесена к формам учета по валютным операциям.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.

Факт нарушения Обществом закрепленного пунктом 2.4 Положения №258-П срока представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах одновременно с документами о ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (№ ДТ №10216110/040511/0023062, ДТ №10216100/040511/0041846, ДТ №10216100/050511/0042581) установлен судом и подтверждается материалами дела. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Положения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Общество могло и должно было соблюсти сроки, предусмотренные пунктом 2.4 Положения № 258-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004, но не сделало этого, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии в действиях Общества вины.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом на основании следующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, наряду с другими обстоятельствами, проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

В соответствии с подпунктом 80 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу пункта 3 статьи 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - Приказ N 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Таким образом, согласно приказу № 125 таможенные органы в случае  выявления признаков нарушений валютного законодательства

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу n А21-1171/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также