Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А56-10432/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 сентября 2012 года

Дело №А56-10432/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Смирновой Я.Г.

судей  Глазкова Е.Г., Несмияна С.И.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Пампу Н.Б.

при участии: 

от истца: Чуич А.В. по доверенности от 17.02.2012 № 377-2012

от ответчика: Морозовой С.Г. по доверенности от 10.05.2012 № 1/12

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14853/2012) ОАО "Территориальная генерирующая компания №1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2012 по делу № А56-10432/2012 (судья Бобарыкина О.А.), принятое

по иску ОАО "Территориальная генерирующая компания №1"

к ТСЖ "Кавалергардская 12"

о взыскании 6 874 164 руб. 18 коп.,

установил:

Открытое акционерное общество  "Территориальная генерирующая компания №1" (198188, Санкт-Петербург г, Броневая ул, 6 лит Б, ОГРН 1057810153400) (далее – ОАО «ТГК-1») обратилось в Арбитражный суд  города  Санкт-Петербурга и Ленинградской с иском к товариществу собственников жилья «Кавалергардская 12» (193015, Санкт-Петербург г, Кавалергардская ул, 12, ОГРН 1089847012892) (далее – Товарищество, ТСЖ) о взыскании, с учетом изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 6 874 164,18 рублей неосновательного обогащения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что при расчете исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на отопление за 2010-2011 гг., ответчиком неправомерно  был применен норматив 0,181 Гкал/кв.м. В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 №196-р норматив 0,181Гкал/кв.м. подлежит применению для домов дореволюционной постройки, прошедших капитальный ремонт. Доказательства проведения в данном жилом доме капитального ремонта, по мнению истца, в материалы дела не представлено. Истец полагает, что ответчиком неправомерно в расчете учтены временные отключения в период проведения профилактических работ и отсутствия тепловой энергии, а также исключена задолженность за тепловую энергию поставленную в нежилые помещения. Истец указывает, что ТСЖ обязано оплачивать тепловую энергию, поставленную на весь многоквартирный жилой дом, а не только на жилые помещения в многоквартирном доме. В оплату задолженности за поставленную тепловую энергию от ответчика поступили денежные средства в общей сумме 4 266 630,99 рублей (платежные поручения №130 от 07.12.2011 и №71 от 01.06.2012). Платежное поручение №130 от 07.12.2011 имело назначение платежа - оплата за тепловую энергию, поставленную в период с 01.06.2008  по 31.12.2010. Истец полагает, что правомерно отнес в счет погашения задолженности за спорный период часть денежных средств,  поступивших по данному платежному поручению. Иные платежные поручения, подтверждают платежи ТСЖ в адрес РЖА Центрального района г. Санкт-Петербурга и не имеют отношения к данному делу.

От ТСЖ поступил отзыв на жалобу, в котором ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представил письменные пояснения по жалобе.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что в отсутствие договора теплоснабжения ОАО «ТГК-1» в период с января 2009 года по декабрь 2011 года обеспечивало поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Кавалергардская, дом 12 (литер Б, В), находящийся в управлении Товарищества (далее – МКД).

Ссылаясь на то, что в указанный период Товарищество не производило в полном объеме оплату поставленной в МКД тепловой энергии, в связи с чем, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение, ОАО «ТГК-1» обратилось в арбитражный о взыскании 6 874 164,18 рублей.

Отказывая в иске, суд первой инстанции установил отсутствие задолженности ТСЖ перед ОАО «ТГК-1», указав, что приведенный истцом расчет противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее - Правила №307).

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Товарищество согласно пункту 3 Правил N307 является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19 Правил N307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в которых установлена формула определения размера платы за отопление исходя из общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал./кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а формула определения размера платы за горячее водоснабжение - исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.

Таким образом, в соответствии с действующим в период спорных отношений нормативным регулированием отношений по теплоснабжению учет фактического потребления тепловой энергии осуществляется одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей, площади дома и утвержденных нормативов тепло - водопотребления.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Санкт-Петербурга были установлены следующими нормативными актами.

На 2009 год норматив потребления тепловой энергии был установлен в размере 0,0167 Гкал за кв.м Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N1388-р "Об изменении нормативов потребления тепловой энергии, используемой на нужды отопления".

Тариф на тепловую энергию на 2009 год составлял 795,73 рублей в соответствии с Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.12.2008 N232-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N141-р".

На 2010-2011 годы норматив потребления тепловой энергии был установлен в зависимости от классификационной группы МКД и жилых домов  Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N196-р "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Санкт-Петербурга".

Тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению на 2010 год установлен в размере 931 руб./Гкал распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 N199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга на 2010 год".

Тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2011 году  установлен в размере  1 050,00 руб./Гкал распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.12.2010 года N334-р "Об установлении тарифов для размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год".

Норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению установлен Распоряжением Комитета по тарифам от 30.07.2008 N42-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Санкт-Петербурга" с 01.01.2009.

В период рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны представили совместный акт сверки расчетов за период 2009-2011 годы (л.д.93-94).

Согласно указанному акту сверки, объем тепловой энергии определялся истцом расчетным путем с применением расчетных тепловых нагрузок, без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Стоимость тепловой энергии согласно данному расчету составила 6 874 164,18 рублей.

Произведенный истцом расчет не соответствует Правилам N307.

Ответчиком осуществлен расчет стоимости принятой тепловой энергии за период с января 2009 по декабрь 2011 года в соответствии с Правилами N307 с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, площади МКД – 6 403 кв.м, количества граждан – 198 чел. Стоимость тепловой энергии согласно расчету ТСЖ составила 5 245 695,07 рублей. Возражения относительно площади МКД и количества граждан истцом не заявлены.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности представленного ответчиком расчета, произведенного в соответствии с  нормами действующего законодательства и Правилами №307.

Ссылка истца на отсутствие оснований для применения при расчете стоимости поставленного ресурса норматива в 0,181 Гкал/кв.м подлежит отклонению.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что МКД, находящийся в управлении ТСЖ, относится к домам дореволюционной постройки.

В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 №196-р для домов дореволюционной постройки, прошедших капитальный ремонт, подлежит применению норматив 0,181 Гкал/кв.м, не прошедших капитальный ремонт – 0,0183 0,181 Гкал/кв.м.

В материалы дела представлен Акт от 31.03.2010 (л.д.103-104) о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту. Согласно указанному акту в МКД по адресу: Кавалергардская ул., д.12 в период с 25.12.2009 по 31.03.2010 проводились работы по капитальному ремонту крыши.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 15 указанного закона, к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов.

Таким образом, вопреки доводом истца, ремонт крыши МКД  относится к капитальному ремонту. Проведение в МКД  капитального ремонта подтверждается Актом от 31.03.2010, в связи с чем, ответчик правомерно при расчете потребления коммунальной услуги за отопление за период 2010 года использовал норматив в размере 0,0183 Гкал/кв.м, а за 2011 год - 0,181 Гкал/кв.м.

В соответствии с  пунктом 10 Правил N307 и пункт 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, плановое отключение водоснабжения в пределах 14-дневного срока не является основанием для перерасчета количества тепловой энергии, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно представленному товариществом расчету, в июле месяце 2009, 2010 и 2011 года истцом было отпущено тепловой энергии в меньшем объеме по сравнению с остальными месяцам спорного периода.

При условии наличия возражений ТСЖ в отношении количества отпущенного теплового ресурса, именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств необоснованности таких возражений ответчика.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства того, что в указанные месяцы производились именно плановые отключения водоснабжения в пределах 14-дневного срока. Указанное исключает довод истца о неправомерном исключении ответчиком из расчета периодов, в которые истцом

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу n А56-22624/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также